Самоходная атомная электростанция ТЭС–3. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    В тусклом свете заполярного дня по заснеженной тундре пунктирной линией ползет колонна гусеничного транспорта: бронетранспортеры охраны, вездеходы с персоналом, цистерны с топливом и… четыре загадочные машины внушительных размеров, похожие на могучие железные гробы. Наверное, так или почти так выглядело бы путешествие мобильной атомной электростанции к Н-скому военному объекту, который стережет страну от вероятного противника в самом сердце ледяной пустыни…

    Корни этой истории уходят, разумеется, в эпоху атомной романтики - в середину 1950-х. В 1955 году Ефим Павлович Славский - один из корифеев атомной промышленности СССР, будущий глава Минсредмаша, прослуживший на этом посту от Никиты Сергеевича до Михаила Сергеевича, - посетил ленинградский Кировский завод. Именно в беседе с директором ЛКЗ И.М. Синевым впервые прозвучало предложение о разработке мобильной атомной электростанции, которая могла бы питать электроэнергией гражданские и военные объекты, расположенные в отдаленных районах Крайнего Севера и Сибири.

    Эскизный проект станции появился в 1957 году, а уже два года спустя было произведено специальное оборудование для постройки опытных образцов ТЭС-3 (транспортируемой электростанции).

    Одним из главных факторов, которые приходилось учитывать авторам проекта при выборе тех или иных инженерных решений, была, разумеется, безопасность. С этой точки зрения оптимальной была признана схема малогабаритного двухконтурного водо-водяного реактора. Вырабатываемое реактором тепло отбиралось водой под давлением 130 атм при температуре на входе в реактор 275°С и на выходе - 300°С. Через теплообменник тепло передавалось рабочему телу, в качестве которого также выступала вода. Образовавшийся пар приводил в движение турбину генератора.

    Активная зона реактора была спроектирована в виде цилиндра высотой 600 и диаметром 660 мм. Внутри помещались 74 тепловыделяющие сборки. В качестве топливной композиции решили применить интерметаллид (химическое соединение металлов) UAl3, залитый силумином (SiAl). Сборки представляли собой два коаксиальных кольца с этой топливной композицией. Подобная схема была разработана специально для ТЭС-3.

    В 1960 году созданное энергетическое оборудование смонтировали на гусеничном шасси, позаимствованном у последнего советского тяжелого танка Т-10, который производился с середины 1950-х до середины 1960-х годов. Правда, для ПАЭС базу пришлось удлинить, так что энергосамоход (так стали называть вездеходы, перевозящие атомную электростанцию) имел десять катков против семи у танка.

    Мощность турбогенератора станции 1,5 тыс. кВт, однако три ее парогенератора могут давать пар давлением 20 ат и температурой 285°С в количестве, достаточном для получения мощности на валу турбины до 2 тыс. кВт. Конечно же как и любой ядерный реактор — реактор «ТЭС-3» «производил» огромное количество радиоактивного излучения, поэтому во время работы станции вокруг первых двух самоходов сооружался земляной вал, который защищал персонал от излучения.

    В августе 1960 года собранную ПАЭС доставили в Обнинск, на испытательную площадку Физико-энергетического института. Меньше чем через год, 7 июня 1961 года, реактор достиг критичности, а 13 октября состоялся энергетический пуск станции.

    Испытания продолжались до 1965 года, когда реактор отработал свою первую кампанию. Однако на этом история советской мобильной АЭС фактически закончилась. Дело в том, что параллельно знаменитый обнинский институт разрабатывал еще один проект в области малой атомной энергетики. Им стала плавучая АЭС «Север» с аналогичным реактором. Как и ТЭС-3, «Север» проектировался преимущественно для нужд энергообеспечения военных объектов. И вот в начале 1967 года Министерство обороны СССР решило отказаться от плавучей атомной станции. Заодно были остановлены работы и по наземной мобильной энергоустановке: ПАЭС была переведена в стояночный режим. В конце 1960-х появилась надежда на то, что детищу обнинских ученых все-таки найдется практическое применение. Предполагалось, что атомная станция могла бы использоваться в нефтедобыче в тех случаях, когда в нефтеносные слои требуется закачать большое количество горячей воды, чтобы поднять ископаемое сырье ближе к поверхности.

    Рассматривали, к примеру, возможность такого использования ПАЭС на скважинах в районе города Грозного. Но даже послужить кипятильником для нужд чеченских нефтяников станции не удалось. Хозяйственная эксплуатация ТЭС-3 была признана нецелесообразной, и в 1969 году энергоустановку пол-ностью законсервировали. Навсегда.

    Как это ни удивительно, но с кончиной обнинской ПАЭС история советских мобильных атомных электростанций не прекратилась. Другой проект, о котором несомненно стоит рассказать, представляет собой весьма курьезный пример советского энергетического долгостроя. Начало ему было положено еще в начале 1960-х, но некий осязаемый результат он принес лишь в горбачевскую эпоху и вскоре был «убит» резко усилившейся после чернобыльской катастрофы радиофобией. Речь идет о белорусском проекте «Памир 630Д».

    Мобильная АЭС «Памир» предназначалась для военных нужд — электроснабжения радаров ПВО в условиях, когда штатные системы питания будут уничтожены ракетным нападением. (Впрочем, как и большинство военной продукции, «Памир» имел второе — гражданское — назначение: использование в районах стихийных бедствий).

    Поэтому при относительно небольшой мощности реактора (0,6 МВт (эл.)) предъявлялись высокие требования к его компактности и — особенно — к надёжной системе охлаждения.

    После многолетних изысканий конструкторы создали для «Памира» уникальный газоохлаждаемый реактор на основе четырёхокиси азота, работающий по одноконтурной схеме. На одной загрузке топлива он мог работать до пяти лет.

    За экспериментами и испытаниями шли годы, и те, кто задумывал «Памир» в начале 1960-х годов, смогли увидеть свое детище в металле лишь в первой половине 1980-х.

    Как и в случае с ТЭС-3, белорусским конструкторам понадобилось несколько машин для размещения на них своей ПАЭС. Реакторный блок монтировался на трехосном полуприцепе МАЗ-9994 грузоподъемностью 65 т, в роли тягача для которого выступал МАЗ-796. Кроме реактора с биозащитой в этом блоке размещались система аварийного расхолаживания, шкаф распределительного устройства собственных нужд и два автономных дизель-генератора по 16 кВт. Такая же связка МАЗ-767 - МАЗ-994 везла на себе и турбогенераторный блок с оборудованием электростанции.

    Дополнительно в кузовах КРАЗов передвигались элементы системы автоматизированного управления защиты и контроля. Еще один такой грузовик перевозил вспомогательный энергоблок с двумя стокиловаттными дизель-генераторами. Итого пять машин.

    «Памир-630Д», как и ТЭС-3, был рассчитан на стационарную работу. По прибытии на место дислокации монтажные бригады устанавливали рядом реакторный и турбогенераторный блоки и соединяли их трубопроводами с герметичными сочленениями. Блоки управления и резервная энергоустановка ставились не ближе 150 м от реактора, чтобы обеспечить радиационную безопасность персонала. С реакторного и турбогенераторного блока снимали колеса (прицепы устанавливались на домкратах) и отвозили их в безопасную зону. Все это, конечно, в проекте, ибо реальность оказалась иной.

    Для увеличения нажмите на картинку

    Станция успешно прошла заводские испытания, и к 1986 году было изготовлено уже две АЭС «Памир». Но они не успели отправиться к местам службы. После Чернобыльской аварии, на волне антиядерных настроений в Белоруссии, проект был закрыт, а все восемь готовых трейлеров с оборудованием пошли «под нож».

    - 620.50 Кб
    Стр.
    Введение 2
    1. Расчет нагрузок городка 3
    2. Выбор числа, мощности и мест установки трансформаторных подстанций 4
    3. Выбор схемы и трассы электрической сети напряжением

    свыше 1 кВ

    9
    4. Электрический расчет сети выше 1 кВ 10
    5. Механический расчет проводов воздушной линии выше 1 кВ 12
    6. Планировка и расчет распределительной сети до 1 кВ 17
    7. Выбор средств защиты от перенапряжения 23
    8. Спецификация основного оборудования и материалов на сооружение электрической сети 24
    9. Сметно-финансовый расчет электрической сети военного городка 25
    10. Заключение 26
    12. Список использованной литературы и источников 27

    НВВИКУ 1402.25.01.ПЗ
    Кол . Разработка схемы

    электроснабжения

    военного городка

    Стадия Лист Листов
    Изм уч. Лист док Подп. Дата
    КП 1 28
    Выполнил Акмазиков Н.В.
    Проверил Мещеряков И.И.
    НВВИКУ 2072


        Введение

    Курсовой проект на тему «Электроснабжение военного городка» представляет собой разработку технического проекта питающей линии и распределительной сети военного городка.

    В качестве исходных данных для проектирования выдается генеральный план военного городка со спецификацией, топографическая карта местности с нанесенными существующими линиями электропередачи и указанными координатами строящегося городка, а также план зданий со спецификацией помещений и оборудования. Кроме того, указывается место строительства и климатические условия, и технические условия на присоединение проектируемой сети к местной энергосистеме (координаты точек присоединения, номинальное напряжение существующей линии и допустимая потеря напряжения в проектируемом ответвлении).

    1. Расчёт нагрузок городка

    Определение расчётной мощности электроприёмников военного городка является главной задачёй при проектировании электрической сети. Расчетные нагрузки зданий определяются в зависимости от установленной (номинальной) мощности нагрузок P у по формуле:

    P р =0,9 ּ 11,9=10,7 кВт

    где коэффициент спроса, учитывающий неодновременность включения, неравномерность нагрузки, К.П.Д. потребителей и потери в сети.

    На стадии технического проекта при отсутствии подробных данных об электроприемниках P у определяют по средней удельной мощности нагрузки P уд на 10 м 2 площади здания отдельно от осветительной и силовой нагрузок:

    Р уд = Р × S,

    где S площадь здания в м 2 с учетом числа этажей.

    P уд =40 ּ 792/1000=31,7 кВт

    Расчет нагрузки городка в целом производят по формуле, куда подставляют значение полной мощности, так как расчет трансформаторных подстанций я произвожу руководствуясь ее значениями:

    ,

    где К нм = 1 для сети напряжением до 380 В.

    К нм = 0,9 для распределительной сети напряжением 6…20 кВ.

    К нм = 0,81 для питающей сети напряжением 6…20 кВ.

    S расч =0,9 ּ 1549,89=1394,9 кВА

    Расчетная таблица нагрузок городка дана в Приложении 1

    2. Выбор числа, мощности и мест установки

    трансформаторных подстанций

    Число и мощность трансформаторных подстанций (ТП) выбираем исходя из экономических соображений в зависимости от поверхностной плотности нагрузок городка в целом. Для нахождения числа ТП необходимо определить в начале оптимальную мощность ТП, при которой суммарные расчетные затраты минимальны. ЕЕ определяют по формуле:

    где G поверхностная плотность нагрузок городка, кВА/га;

    S опт =24 3 37,9 2 =270,72 кВА

    К - коэффициент, зависящий от номинального напряжения распределительной сети, удельной протяжённости линии на 1 га площади, допустимой потери напряжения в сети, материала провода, стоимости сооружения ТП и распределительных сетей, отчислений на ремонт и обслуживание.

    Поверхностная плотность нагрузки определяется по формуле:

    , кВA/га,

    где S площадь городка.

    G=1394,9/36,75=37,9 кВA/га

    Коэффициент К при напряжении 380/220 В плотности нагрузок 10…60 кВA/га, удельной протяженности линии 0,2 км/га и алюминиевых проводов принимается равным 20…24.

    Число подстанций определяется в зависимости от оптимальной мощности ТП по формуле:

    N=1394,9/270,72=5,16~ 6 шт

    Площадь городка, с целью выбора более оптимального числа ТП, берется равной 36,75 га.

    Первая зона:

    Р=353,7 кВт

    Q=139,4 кВар

    cos j = 0,93

    Так как cos j в пределах допустимого, то КУ в данной зоне применять нецелесообразно.

    По расчетным данным выбираем трансформатор ТМ-400 6/04, мощностью 400 кВА.

    Так как в зоне находятся потребители 2 категории, то ТП будет содержать 2 трансформатора.

    Вторая зона:

    Р=150,32 кВт

    Q=31,77 кВар

    cos j = 0,97

    j = 0,97 лежит в пределах допустимого.

    Используется трансформатор ТМ-160 6/0,4. Так как в зоне расположены потребители 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

    Третья зона:

    Р=479,19 кВт

    Q=170,33 кВар

    cos j = 0,94

    Компенсирующее устройство не используется, так как cos j = 0,94 лежит в пределах допустимого.

    Используется трансформатор ТМ-630 6/0,4, мощностью 630 кВА.

    Так как в зоне не расположены потребители 2 категории, то на ТП будет 1 трансформатор.

    Четвертая зона:

    Р=220 кВт

    Q=112,94 кВт

    cos j = 0,88

    Так как cos j меньше 0,93 то будет использоваться компенсирующее устройство УК1-0,4-75 У3. cos j = 0,98.

    Используется трансформатор ТМ-250 6/0,4, мощностью 250 кВА. Так как в зоне расположены здания 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

    Пятая зона:

    Р=132,8 кВт

    Q=85,83 кВАР

    cos j = 0,83

    Так как cos j j = 0,96.


    Шестая зона:

    Р=127,47 кВт

    Q=83,37 кВАР

    cos j = 0,83

    Так как cos j меньше 0,93 то будет использоваться компенсирующее устройство УК1-0,4-50 У3. cos j = 0,96.

    Используется трансформатор ТМ-160 6/0,4, мощностью 160 кВА. Так как в зоне расположены здания 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

    Место расположений подстанций ТП 1 6

    ТП 1

    Описание работы

    Курсовой проект на тему «Электроснабжение военного го-родка» представляет собой разработку технического проекта пи-тающей линии и распределительной сети военного городка.
    В качестве исходных данных для проектирования выдается ге-неральный план военного городка со спецификацией, топогра-фическая карта местности с нанесенными существующими ли-ниями электропередачи и указанными координатами строящего-ся городка, а также план зданий со спецификацией помещений и оборудования. Кроме того, указывается место строительства и климатические условия, и технические условия на присоединение проектируемой сети к местной энергосистеме (координаты точек присоединения, номинальное напряжение существующей линии и допустимая потеря напряжения в проектируемом ответвлении).

    Содержание

    Введение
    Расчет нагрузок городка
    Выбор числа, мощности и мест установки трансформаторных подстанций
    Выбор схемы и трассы электрической сети напряжением
    свыше 1 кВ
    Электрический расчет сети выше 1 кВ
    Механический расчет проводов воздушной линии выше 1 кВ
    Планировка и расчет распределительной сети до 1 кВ
    Выбор средств защиты от перенапряжения
    Спецификация основного оборудования и материалов на сооружение электрической сети
    Сметно-финансовый расчет электрической сети военного городка
    Заключение
    Список использованной литературы и источников

      принятие неотложных мер по выполнению неотложных работ на объектах энергетики, теплосетей, по обеспечению топливом чттйктпостянтшй и котельных;

      создание резерва автономных источников энергоснабжения на объектах жизнеобеспечения населения и опасных производств.

    6. Безопасность газового хозяйства.

      жесткий контроль за соблюдением правил эксплуатации газового оборудования, проведением необходимых ремонтных-работ;

      запрещение заполнения из передвижных газонаполнительных установок газовых баллонов и обеспечение контроля за их техническим состоянием;

      производство приборов безопасности мри использовании газа в быту и на производстве,

      организация работы службы профилактики и контроля за использованием газа в жилых домах.

    7. Радиационная безопасность.

      проведение комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, профилактического, воспитательного, общеобразовательного и информационного характера;

      строгий контроль за реализацией государственными органами Республики Казахстан, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами мероприятий по соблюдению норм и правил в области радиационной безопасности;

      осуществление радиационного мониторинга на всей территории республики, осуществление государственных программ ограничения облучения населения от источников ионизирующего излучения.

    8. Эксплуатационная надежность зданий и сооружений, предотвращение аварий.

    Обследование объектов;

    » принятие мер по переселению жильцов из аварийных и ветхих жилых домов;

    Обеспечение капитального ремонта жилья, школ и снос не подлежащих ремонту зданий.

    9. Безопасность функционирования транспорта.

      обеспечение надежности грузовых и пассажирских перевозок автомобильным, речным, морским, железнодорожным и авиационным транспортом;

      котроль за соблюдением правил перевозки опасных и разрядных

    Надлежащее содержание автомобильных дорог и их инженерных сооружений, проезжей части улиц населенных пунктов и технических средств регулирования дорожного движения;

    Высокая требовательность к качеству подготовки водителей транспортных средств.

    10. Сезонные чрезвычайные ситуации: весенние, предзимние и зимние.

    » проведение упреждающих мероприятий но защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (заморозки, штормовые ветры, засуха, снежные бураны, метели и т.д.).

    11. Защита от селей и оползней, паводков и наводнений, состояние дамб, плотин, русел рек.

      обеспечение гарантированной безопасности населения, хозяйственных объектов от паводков, наводнений, снежных лавин, селей, оползней, обвалов, опасных атмосферных явлений и минимизации ущерба при их возникновении;

      своевременная и полная реализация комплекса мероприятий по защите хозяйственных объектов, населенных пунктов от наводнений в соответствии с разработанными областными программами,

      строительство противоселевых и других защитных сооружений согласно генеральных схем защиты;

      обеспечение эксплуатационной надежности существующих противоселевых комплексов и других защитных сооружений.

    12. Каспий: изменение уровня и нагонные явления.

      обеспечение надежной защиты населения и хозяйственных объектов от затопления и подтопления водами Каспийского моря;

      обеспечение устойчивого экономического состояния и развития Атырауской и Мангистауской областей;

      организация строительства жилья для переселяемого населения;

      консервация попадающих в зону затопления нефтяных скважин;

      обеспечение экологической безопасности моря и прилегающих территорий.

    13. Природные, техногенные и бытовые пожары; готовность к их тушению.

      выполнение профилактических мероприятии;

      соблюдение норм и правил безопасности;

      широкое внедрение технических средств пожаротушения;

      улучшение деятельности службы наблюдения за лесными пожарами.

    14. Противоэпидемические мероприятия.

      недопущение эпидемий инфекционных заболеваний и массовых отравлений людей;

      предупреждение завоза и распространения особо опасных и карантинных инфекций;

      введение и снятие карантинно-ограничителъных мер

    15. Совершенствование системы информирования, связи и оповещения.

      обеспечение устойчивого управления при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      своевременное оповещение и постоянное информирование населения, центральных и местных исполнительных органов воинских частей Гражданской обороны Республики Казахстан в случае угрозы или возникновения на территории республики стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в особый период;

      совершенствование оперативной дежурной службы АЧС;

      модернизация технических средств оповещения, связи, автоматизации информирования,

      организация информационных потоков между органами управления Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, а также районами бедствия.

    16. Создание аварийно-спасательных служб и формирований.

      обеспечение комплекса мер по подготовке и осуществлению первых действий по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации для своевременного проведения неотложных мероприятий АЧС и других органов управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

      техническое оснащение формирований и их обучение.

    17. Обучение руководителей, специалистов и населения; подготовка кадров; пропаганда знаний; работа со средствами массовой информации.

      обеспечение всеобщей подготовки населения, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, рабочих и служащих, учащихся и студентов, детей в дошкольных учреждениях к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и установление контроля за их обучением;

      разработка и внедрение учебных программ и методик, учебных пособий по подготовке населения, специалистов, руководителей всех уровней к ЧС.

    18. Государственный и местные финансовые, материально- технические, продовольственные и медицинские резервы для чрезвычайных ситуаций.

    Создание необходимого количества и номенклатуры материально- технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для жизнедеятельности населения, проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, нормального функционирования хозяйственных объектов при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (Резервы должны создаваться заблаговременно).

    19. Автоматизированная информационно-управляющая система в чрезвычайных ситуациях.

    Обеспечение автоматизации процессов управления и информационного обеспечения на всех уровнях (республиканском, областном, ведомственном и объектовом).

      накопление больших объемов информации (паспортов риска территорий и объектов хозяйствования, сведений о силах и средствах ГСЧС, превентивных и оперативных планов действий органов управления по предупреждению и действиям при ЧС и др.);

      оперативность представления полной информации о ЧС и принятие в сжатые сроки управленческих решений (на основе моделирования процессов развития ЧС) по ликвидации последствий.

    20. Планы действий центральных и местных исполнительных органов.

    Планы должны обеспечивать своевременные и адекватные действия в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

    21. Целевые программы.

    Программы должны предусматривать комплексную, научно- обоснованную, эффективную и финансово обеспеченную реализацию мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    22. Законодательная и нормативная база. Содержание:

    Необходимо выделить в происходящем процессе реформ законодательства сферу защиты населения и объектов хозяйствования от стихийных бедствий и катастроф в самостоятельную область правового регулирования, разработать ряд законодательных и нормативно- правовых актов для правового обеспечения Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    23. Организация научных исследований в области ЧС. Содержание:

      создание научных основ и методов предупреждения и ликвидации последствий ЧС;

      создание нормативно-технической базы для проведения защитных мероприятий;

      активизация работ по разработке научных основ и методов регионального и локального мониторинга динамики активности опасных стихийных явлений, информационных систем;

      создание банков данных и баз знаний по проблемам стихийных явлений;

      создание кадастра опасных стихийных явлений и очагов их формирования;

      изучение закономерности формирования и распространения опасных стихийных явлений и техногенных катастроф.

    24. Международное сотрудничество. Содержание:

    Предупреждение и ликвидация ЧС невозможна без тесного взаимодействия с международными организациями и странами- партнерами. Необходимо установить деловые контакты с зарубежными странами по проблемам защиты от стихийных бедствий, аварий и катастроф, организовать совместное сотрудничество по предупреждению и ликвидации природных и техногенных ЧС.

    25. Рыночная экономика и чрезвычайные ситуации: Содержание:

    Предупреждение ЧС и организация работ по ликвидации их последствий в рыночных условиях

    26. Меры военного характера.

    Подготовка ГО к функционированию в особый период (секретно).

    Заключение

    Настоящая программа по обеспечению жизнедеятельности населения и безопасности функционирования объектов хозяйствования Республики Казахстан должна явиться руководством в деятельности по этим вопросам.

    Руководящему составу необходимо взять ее за основу при разработке планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определении ключевых показателей, обеспечивающих развитие и контроль функционирования объектов хозяйствования.

  • Григорьев В.В., Быстров С.В., Бойков В.И., Болтунов Г.И., Мансурова О.К. Цифровые системы управления (Документ)
  • Попова Н.Ф., Попова Н.Н. Специальные административно-правовые режимы (Документ)
  • Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте (Документ)
  • Кульмач П.П. Якорные системы удержания плавучих объектов (Документ)
  • Холоднов В.А. Системный анализ и принятие решений. Компьютерное моделирование и оптимизация объектов химической технологии в MathCad и Excel (Документ)
  • Кириллов Н.П. Признаки класса и определение понятия технические системы (Документ)
  • Костин В.Н. Электропитающие системы и электрические сети (Документ)
  • Лекции - Основы автоматизации (часть 1) (Документ)
  • Рабочая тетрадь проектировщика Основы проектирования гибридной распрделённой системы видеонаблюдения (Документ)
  • Герасимов С.В., Тульчинский Г.Л. Менеджмент специальных событий (Документ)
  • n1.doc

    политехнический университет
    ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Завацкий А.В., Полозов П.Ю.

    Системы энергообеспечения

    специальных объектов

    Санкт-Петербург

    Санкт-Петербургский государственный

    политехнический университет

    _____________
    ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    __________________________________________

    Завацкий А.В., Полозов П.Ю.

    Системы энергообеспечения

    специальных объектов
    Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

    курса “Эксплуатация военных передвижных энергоустановок”

    Санкт-Петербург

    Издательство

    Дизель-генератор ДГМ-100. Назначение, устройство и принцип работы. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины курса «Эксплуатация военных передвижных энергоустановок» /А.В. Завацкий, П.Ю. Полозов. СПб.: Изд-во « », 2005. 138 с.

    В методических рекомендациях рассматривается вопросы изучения дисциплины «Дизель-генераторные установки», входящей в курс « Военно-техническая подготовка», раскрываются вопросы устройства и эксплуатации дизельных двигателей и генераторов.

    Предназначено для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях России по программам подготовки офицеров запаса.

    © Факультет военного обучения СПб ГПУ, 2005

    Глава 1. 8

    1.1. Назначение, классификация и область применения ДВС. Этапы развития. 8

    1.1.1. История развития ДВС и область применения. 8

    1.1.2. Классификация двигателей внутреннего сгорания. 14

    1.1.3. Маркировка двигателей внутреннего сгорания. 15

    1.2. Принцип работы двигателя внутреннего сгорания. 16

    1.2.1. Принцип работы 4-х тактного двигателя. 16

    1.2.2. Принцип работы 2-х тактного дизеля. 21

    1.3. Назначение, состав, технические данные дизель-генератора ДГМ-100-Т/400А и его устройство. 23

    1.3.1. Назначение дизель-генератора. 23

    1.3.2. Состав дизель-генератора. 23

    1.3.3. Технические данные дизель-генератора. 24

    1.3.4. Технические данные дизеля 1Д20. 25

    1.3.5. Состав дизеля 1Д20. 26

    1.3.6. Устройство дизеля 1Д20. 26

    1.4. Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм дизеля 1Д20. 29

    1.4.1. Блок-картер дизеля 1Д20. 29

    1.4.2. Назначение КШМ и коленчатого вала. 30

    1.4.3. Назначение и устройство шатунной группы. 31

    1.4.4. Назначение и устройство поршневой группы. 32

    1.4.5. Уравновешивающий механизм. 33

    1.5. Механизмы газораспределения и передачи. 33

    1.5.1. Головка блока цилиндров. 33

    1.5.2. Механизмы газораспределения. 35

    1.5.3. Механизм передач. 38

    1.6. Система питания топливом. 39

    1.6.1. Назначение, состав и принцип работы системы топливопитания. 39

    1.6.2. Назначение, состав и устройство составных частей системы топливопитания. 40

    1.7. Система смазки. 49

    1.7.1. Назначение, состав и схема работы. 49

    1.7.2. Устройство составных частей. 51

    1.8. Система охлаждения и подогрева. 58

    1.8.1. Назначение, состав и принцип работы системы охлаждения. 58

    1.8.2. Устройство составных частей системы охлаждения. 59

    1.8.3. Система подогрева. 63

    1.9. Система воздухопуска, воздухопитания и низковольтного оборудования. 68

    1.9.1. Система воздухопуска. 68

    1.9.2. Система воздухопитания. 69

    1.9.3. Система низковольтного оборудования. 70

    1.10. Система управления дизелем. 75

    1.10.1. Виды и состав системы управления. 75

    1.10.2. Механизм дистанционного управления. 76

    1.10.3. Блок микропереключателей. 78

    1.10.4. Контрольно-измерительные приборы и датчики. 79

    1.11. Порядок подготовки к пуску и пуск дизеля в различных случаях. 80

    1.11.1. Порядок подготовки дизель-генератора к пуску. 80

    1.11.2. Пуск дизель-генератора с местного щитка управления. 81

    1.11.3. Пуск дизеля в экстренных случаях. 82

    1.11.4. Пуск дизеля при низких температурах окружающего воздуха. 82

    1.12. Работа в автоматическом режиме, контроль за работой и остановка дизель-генератора. 84

    1.12.1. Работа дизель-генератора в автоматическом режиме. 84

    1.12.2. Контроль за работой дизель-генератора. 84

    1.12.3. Остановка дизель-генератора. 86

    2.1.1. Назначение генератора ГСМ-100. 88

    2.1.2.Технические данные генератора. 88

    2.1.3. Состав и устройство генератора. 90

    2.2. Принцип действия генератора. 94

    2.2.1. Принцип действия генератора. 94

    2.2.2. Назначение, устройство системы возбуждения и её состав. 94

    2.2.3. Принцип работы статической системы возбуждения. 94

    2.2.4. Назначение и устройство корректора напряжения. 96

    2.2.5. Параллельная работа генераторов. 97

    2.3. Подготовка к работе и порядок работы генератора ГСМ 100. 97

    2.3.1. Подготовка к работе генератора. 97

    2.3.2. Пуск, работа и остановка. 98

    2.3.3. Меры безопасности при работе. 100

    2.4. Характерные неисправности генератора и методы их устранения. 100

    Плохое качество смазки. 100

    Глава 3. 106

    3.1. Техническое обслуживание дизеля 1Д20. 106

    3.1.1. Виды технического обслуживания. 106

    3.1.2. Перечень операций, выполняемых при ТО-1 и ТО-2. 106

    3.1.3. Сезонное техническое обслуживание. 110

    3.1.4. Техническое освидетельствование после окончания гарантийной наработки. 111

    3.1.5. Уход за масляным и водяным радиаторами. 112

    3.1.6. Зарядка баллона сжатым воздухом. 112

    3.1.7. Указания по уходу за электрооборудованием. 113

    3.2. Возможные неисправности, их причины и способы устранения. 114

    3.3. Обслуживание аккумуляторных батарей. 123

    3.3.1. Характеристики аккумуляторных батарей. 123

    3.3.2. Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние. 126

    3.3.3. Эксплуатация и обслуживание АКБ. 128

    Глава 4. 132

    4.1. Горюче-смазочные материалы. 132

    4.1.1. Топлива для ДВС. 132

    4.1.2. Смазки для ДВС. 133

    4.2. Охлаждающие жидкости для ДВС. 135

    4.2.1. Требования к охлаждающим жидкостям. 135

    4.2.2. Вода и водные растворы. 136

    4.2.3. Низкозамерзающие жидкости. 138

    Глава 5. ДИЗЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 5И57А 140

    Назначение 142

    Контроль уровня масла 154

    ВАРИАНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ 167

    5.18.2 Работа блока. 178

    5.29 Работа блока синхронизации 194

    5.30 Настройка и подрегулировка БС 195

    24.4.1 Канал токовой защиты 197

    25.1.1 Канал распределения активной мощности 202

    25.1.2 Канал распределения реактивной мощности 202

    25.1.3 Канал контроля обратной мощности 203

    25.2.1 Алгоритм распределения активной мощности между агрегатами 203

    25.2.2 Алгоритм распределения реактивной мощности между агрегатами 203

    25.2.3 Алгоритм контроля обратной активной мощности на агрегате 203

    25.1. Назначение и устройство блока 205

    Канал контроля напряжения 206

    Канал контроля частоты 206

    Канал контроля системы возбуждения 207

    Алгоритм управления восстановлением напряжения 207

    Алгоритм управления восстановлением частоты 207

    Алгоритм контроля возбуждения генератора 208

    ГЛАВА 26. КОМБИНИРОВАННОЕ РЕЛЕ РК-10М. 211

    26.2. Работа изделия 213

    Реле температуры 214

    ГЛАВА 27. ПОДГОТОВКА ДЭС К РАБОТЕ. 215

    Заправка ДЭС топливом 215

    Для ДЭС должно применяться дизельное топливо только тех марок, которые указаны в тех. документации на дизель-генератор (ДЛ, ДЗ, ДА). Заправку ДЭС топливом можно производить при неработающей ДЭС, а также во время ее работы. 215

    Заправка ДЭС маслом 216

    Заправка ДЭС охлаждающей жидкостью 217

    Проверка состояния ДЭС 217

    ГЛАВА 28. ИСХОДНЫЕ УСТАНОВКИ И КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 218

    28.1. Исходные установки аппаратуры управления 218

    Глава 1. Сокращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

    Глава 2.Назначение, технические данные ДЭС 5И57А. . . . . . . . . . . . . 5

    Глава 3. Условия работы ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

    Глава 4. Состав оборудования и назначение его элементов. . . . . . . . . . 7

    Глава 5. Структурная схема ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

    Глава 6. Команды и сигналы системы автоматики. . . . . . . . . . . . . . . 14

    Глава 7. Функции выполняемые системой автоматики. . . . . . . . . . . . . 18

    Глава 8. Варианты управления ДЭС. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . 19

    Глава 9. Местное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

    Глава 10. Местное ручное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

    Глава 11.Состояние главных силовых цепей ДЭС при МУ. . . . . . . . . . . 21

    Глава 12. Алгоритмы управления ДЭС при МУ. . .. . . . . . . . . . . . . . 23

    Глава 13. Дистанционное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

    Глава 14. Варианты работы ДЭС в автоматическом режиме. .. . . . . . . . . 27

    Глава 15. Состояние главных силовых цепей ДЭС при ДУ. . .. . . . . . . . 29

    Глава 16. Щит шин агрегата. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

    Глава 17. Щит шин ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

    Глава 18. Щит оперативного питания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

    Глава 19. Щит управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

    Глава 20. Пульт управления. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

    Глава 21. Блок управления ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

    Глава 22. Блок синхронизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

    Глава 23. Блок регулирования и токовой защиты. . . . . . . . . . . . . . . . 46

    Глава 24. Блок распределения мощности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

    Глава 25. Блок контроля напряжения и частоты. . . . . . . . . . . . . . . . 52

    Глава 26. Реле комбинированное РК-10М. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

    Глава 27. Подготовка ДЭС к работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

    Глава 28. Исходные установки и контроль функционирования. . . . . . . 62

    Глава 29. Порядок развертывания и свертывания ДЭС. . . . . . . . . . . . 66

    Глава 30. Характерные неисправности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

    Глава 31. Техническое обслуживание ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77

      В августе 1975 года на основе цикла аэродромного и специального строительства был образован факультет строительства и эксплуатации аэродромов (автомобильной техники), а в 1988 году из этого факультета выделился факультет строительства и эксплуатации аэродромов. Начальником факультета был назначен полковник Лазукин Владимир Фёдорович.

      На факультете осуществлялась подготовка офицеров-специалистов по строительству и эксплуатации аэродромов, эксплуатации защитных сооружений и офицеров штаба с квалификацией «инженер». В 2001 году факультет был переименован в факультет Инженерно-аэродромного обеспечения.

      С 1975 г. по 1985 г. срок обучения по специальности: командная тактическая строительства и эксплуатации аэродромов и аэродромной техники с квалификацией «инженер по строительству и эксплуатации аэродромов» составлял 4 года, а с 1985 г. − 5 лет.

      С 1983 года начата подготовка офицеров по специальности «Тепловодоснабжение и технические системы» с квалификацией инженер-электрик, со сроком обучения 5 лет. С 1993 года эти специальности были объединены в специальность «Энергетические системы объектов ВВС», квалификация − инженер-электромеханик.

      С 1978 года срок подготовки по специальности: «командная тактическая тыловая авиационная» с квалификацией «инженер по эксплуатации специальной техники», составлял 4 года. В 1992 году данная специальность была переведена в созданный филиал училища в г. Борисоглебск, со сроком обучения 5 лет. В 1999 г. специализация «Штабная и организационно-мобилизационная работа», как специальность, вновь введена на факультете. С этого же года, набор курсантов по данному профилю производился по основной специальности факультета: «Применение подразделений и организация инженерно-аэродромного обеспечения полетов авиации» со специализацией «Штабная и организационно-мобилизационная работа». Позднее набор по данной специальности был прекращен, а в 2016 г. на факультете возобновлен набор на специальность «Управление персоналом».

      В настоящее время обучение специалистов происходит по трем специальностям:

      Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Квалификация: инженер, срок обучения 5 лет.

      Тепло − и энергообеспечение специальных технических систем и объектов. Квалификация: инженер, срок обучения 5 лет.

      Управление персоналом. Квалификация: специалист в области управления, срок обучения 5 лет.

      На факультете ведется подготовка специалистов для Воздушно-космических сил РФ, других силовых ведомств и иностранных государств. Выпускники факультета ведут строительство, реконструкцию и эксплуатацию аэродромов, зданий, коммуникаций и объектов аэродромного комплекса, выполняют обязанности по организации и поддержанию в постоянной боевой готовности фортификационных сооружений пунктов управлений ВКС РФ, организуют эффективное управление службами и подразделениями в повседневной деятельности и при выполнении специальных задач.

      Факультет гордится своими выпускниками. Выпускнику факультета 1994 года капитану Яцкову Игорю Владимировичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного и воинского долга указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2000 года присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

      С 1988 года по 2016 год на факультете подготовлено выпускников, получивших золотую медаль – более 50 человек, диплом с отличием – более 300 человек. Недавние выпускники факультета, с отличием закончившие академию, успешно защитив диссертации, занимают высокие должности на кафедрах факультета, продолжают и приумножают славные традиции офицерского корпуса Вооруженных сил Российской Федерации.

      Научный потенциал факультета возрастает за счет защиты диссертаций адъюнктами и соискателями. В настоящее время на факультете трудятся: 2 доктора наук, 4 профессора, 30 кандидатов наук и 18 доцентов.

      Факультет располагает всем необходимым для качественного обучения и воспитания будущих офицеров Воздушно-космических сил РФ, является дружным, сплоченным, работоспособным воинским коллективом, обладающим большими творческими возможностями.




    • 31 кафедра изыскания и проектирования аэродромов реализует общепрофессиональную подготовку в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 08.05.02 по специальности Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей в рамках специализации № 3 Строительство (реконструкция), эксплуатация и восстановление аэродромов государственной авиации. После ряда реорганизаций с 1 октября 2001 года в состав кафедры изыскания и проектирования аэродромов вошли кафедра проектирования аэродромов и кафедра зданий и сооружений. На кафедре проводятся обучение и подготовка курсантов по 17 учебным дисциплинам общепрофессионального цикла, осуществляется руководство учебными практиками, курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами.

      Кафедра на 80% укомплектована лицами с учеными степенями и званиями, имеющими богатый профессиональный и педагогический опыт. Ежегодно преподавательским составом кафедры обновляется фонд учебно-методических материалов, включая электронные учебники и пособия.

      Одним из приоритетных направлений деятельности кафедры является научно-исследовательская работа. Ежегодно коллективом кафедры выполняется несколько научно-исследовательских работ в интересах дальнейшего совершенствования инженерно-аэродромного обеспечения базирования государственной авиации. Большое внимание уделяется изобретательской и рационализаторской работе с активным привлечением курсантов в рамках военно-научной деятельности.

      Руководство кафедры большое внимание уделяет подготовке научно-педагогических кадров в рамках очной адъюнктуры и путем соискательства по научной специальности 20.02.06 – военно-строительные комплексы и конструкции.

      Ежегодно к кафедре для проведения научных исследований прикрепляется оператор научной роты.




      Основная задача кафедры – формирование у обучаемых профессиональных и военно-профессиональных компетенций позволяющих выпускникам занимать первичные офицерские должности в подразделениях и частях Воздушно-космических сил РФ.



      Кафедра инженерно-аэродромного обеспечения.
      Кафедра инженерно-аэродромного обеспечения образована в 1975 году в составе цикла «Строительство и эксплуатация аэродромов» Воронежского ВАТУ, обеспечивающего комплексную специальную подготовку военных инженеров-строителей. Первоначальное наименование кафедры – «Строительство и эксплуатация аэродромов». Комплектование кафедры преподавательским составом осуществлялось за счет назначения офицеров из войск и наиболее подготовленных выпускников строительного факультета Ленинградского военного инженерного Краснознаменного института им. А.Ф. Можайского. В 2002 году кафедра «Строительство и эксплуатация аэродромов», объединенная с кафедрой «Дорожные машины», переименована в 32 кафедру инженерно-аэродромного обеспечения.

      Кафедру возглавляет кандидат технических наук, доцент полковник Попов Александр Николаевич.



      В настоящее время кафедра является выпускающей по специальности «Применение подразделений и эксплуатация средств инженерно-аэродромного обеспечения полетов авиации» и укомплектована высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, имеющим богатый войсковой и боевой опыт, а также опыт научной и педагогической деятельности. Более 80% преподавателей имеют ученое звание и ученую степень. На кафедре преподают заслуженный работник высшей школы, 2 почетных работника высшего профессионального образования, ряд преподавателей награждены правительственными наградами.

      Преподаваемые дисциплины: «Инженерно-аэродромное обеспечение боевых действий авиации ВС РФ»; «Эксплуатация аэродромов государственной авиации»; «Эксплуатация и техническое прикрытие транспортных сооружений»; «Инженерные сети и оборудование аэродромов государственной авиации»; «Реконструкция аэродромов государственной авиации»; «Технология строительства автомобильных дорог и объектов транспортного назначения»; «Механизация транспортного строительства»; «Эксплуатация машин для строительства и эксплуатационного содержания аэродромов»; «Экономика отрасли»; «Экономика и управление энергетическими предприятиями»; «Организация, планирование и управление транспортным строительством»; «Экономико-математические методы проектирования транспортных сооружений»; «Метрология, стандартизация, сертификация»; «Безопасность жизнедеятельности»; «Экология»; «Военные аэродромы»; «Тепломеханическое оборудование автономных электростанций»; «Основы автоматизированного проектирования транспортных сооружений и программные комплексы»; «Технология строительства (реконструкции) автодорожных мостов». Кафедра организует проведение учебной и производственной практик, войсковой стажировки, разработку выпускных квалификационных работ.



      Наряду с учебным процессом на кафедре проводится широкий спектр научных исследований в рамках заданных научно-исследовательских работ 1-й и 2-й категорий. Область проводимых на кафедре научных исследований охватывает проблемы защиты базирования авиации, совершенствования проектных решений по технологии строительства и восстановлению разрушенных аэродромов, экономического обоснования принимаемых решений, эксплуатационного содержания и текущего ремонта, диагностики состояния аэродромных покрытий. Авторские коллективы кафедры успешно занимаются разработкой новых и переработкой действующих нормативных документов в области инженерно-аэродромного обеспечения. Преподаватели постоянно участвует в выполнении оперативных заданий ГК ВКС РФ. На кафедре проводится целенаправленная работа по подготовке научно-педагогических кадров через адъюнктуру и соискательство. За последние пять лет на кафедре подготовлены доктор наук и 6 кандидатов наук. Учебно-материальная база кафедры укомплектована современными техническими средствами, приборами и оборудованием и постоянно совершенствуется.


      Кафедра защитных сооружений.

      Кафедра создана в 1982 г. Выпускники специальности выполняют обязанности по организации и поддержанию в постоянной боевой готовности фортификационных сооружений (средств выработки, распределения и преобразования электрической и тепловой энергии, вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения и водоотведения) пунктов управления ВКС РФ.
      В период с 1988 по 1995 г.г. выпуски инженеров проводились по военным специальностям «тепло-водоснабжение и технические системы» и «электрические системы». Первый начальник кафедры к.т.н. Васильев В.И. (с 1982 по 1998 гг.), выпускник ВИКИ им. А.Ф. Можайского.

      В настоящее время кафедру возглавляет кандидат технических наук, доцент полковник Звенигородский Игорь Иванович.

      Благодаря усилиям коллектива кафедры, создана учебно-лабораторная база специальности, компьютерный класс и первые обучающие программы. Новый этап в развитии специальности начался, когда военному образованию была поставлена задача перехода на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения. С 1996 года начата подготовка в соответствии с ГОС ВПО «Энергообеспечение предприятий».

      С 2011 года подготовка курсантов проводится по ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 13.05.01 «Тепло - и электрообеспечение специальных технических систем и объектов», специализация – «Эксплуатация систем энергообеспечения специальных объектов».



      Центральный кондиционер Автономная ДЭС


      Главный распределительный щит Холодильная машина

      Основные виды профессиональной деятельности:

      • oорганизационно-управленческий;
      • oэксплуатационный.

      Свою службу выпускники начинают с исполнения обязанностей инженера отделения эксплуатационного подразделения защищенного пункта управления, инженера-диспетчера (сменного) эксплуатационного подразделения защищенного пункта управления.

      Учебно-материальная база кафедры представляет собой современные аудитории и учебные лаборатории, оснащенные многочисленными энергетическими системами общепромышленного назначения и оборудованием технических систем специальных сооружений с реальных объектов.



      ПЗ на автономном кондиционере ПЗ по электрическим аппаратам


      Изучение конструкции силового трансформатора ПЗ по автоматике

      Практики курсантов проводятся на энергетических объектах (трансформаторные подстанции, котельные, электрические и тепловые сети, системы вентиляции и др.) академии и промышленных предприятий города. Стажировка проводится на защищенных пунктах управления ВКС РФ.

      За период с 1988 г. по настоящее время подготовлено около 600 инженеров по энергообеспечению специальных сооружений и объектов авиации. Выпускники энергетической специальности всегда востребованы в различных сферах военной и гражданской деятельности. Многие из них стали главными энергетиками объектов различного назначения и уровня сложности.

      В коллективе преподавательского состава опытные военные педагоги, специалисты в различных областях энергетики, науки и техники. На кафедре работают также высококвалифицированные гражданские преподаватели, которые по совместительству преподают на родственных кафедрах ведущих технических ВУЗов г. Воронежа.

      Специальность входит в Учебно-методическое объединение ВУЗов России по образованию в области энергетики и электротехники при Национальном исследовательском университете (Московском энергетическом институте).

      Кафедра целенаправленно проводит воспитательную работу в учебных группах, которые закреплены за тактическими руководителями - преподавателями кафедры. Выпускников специальности отличает высокая морально-психологическая подготовка. За проявленное мужество при ликвидации чрезвычайных ситуаций во время боевого дежурства выпускники 2001 г. Караванский А. и Синибабнов Н. награждены правительственными наградами.

      Основные направления научных работ кафедры: автоматическое управление системами вентиляции и кондиционирования воздуха; совершенствование технических систем и систем электроснабжения объектов; совершенствование военного образования. В военно-научном кружке кафедры участвуют более 30 % курсантов специальности.

      В 2003, 2007 и 2013 г.г. специальность успешно прошла государственную экспертизу. Кафедра защитных сооружений, являясь одним из ведущих учебно-научных подразделений академии, успешно решает задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов для ВКС РФ.

      Специальность: Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации) Специализация: Штабная и организационно-мобилизационная работа Квалификация: специалист в области управления Срок обучения: 5 лет

      В обеспечении полетов авиации задействовано множество служб и подразделений, для эффективного управления которыми, взаимодействия, поддержания боевой и мобилизационной готовности, организации повседневной деятельности необходимы профессиональные структуры управления – штабы, имеющие в своем составе современные технические средства управления и, самое главное, специалистов-управленцев.

      Именно этим и занимаются выпускники, окончившие академию по специальности «Управление персоналом». Службу они проходят в управлениях и штабах частей и соединений ВКС РФ.

      Основными направлениями профессиональной деятельности выпускников являются:

      • обеспечение эффективного управления повседневной и боевой деятельностью воинской части;
      • поддержание и совершенствование боевой и мобилизационной готовности;
      • работа с военными кадрами и гражданским персоналом воинской части;
      • ведение организационно-штатной и мобилизационной работы;
      • организация службы войск, безопасности военной службы и противодействие терроризму в воинской части.

      Для успешного освоения специальности и решения задач профессиональной деятельности выпускник должен обладать высокой штабной культурой. Для этого необходимо иметь такие качества и способности, как самоорганизованность, пунктуальность и педантичность, аналитический склад ума, широкий кругозор и эрудиция, склонность к гуманитарным наукам, сочетающаяся с информационной грамотностью, в том числе в области современных информационных технологий, хорошее знание русского языка, организаторские способности, способности к командной работе, общительность.

      Курсанты специальности «Управление персоналом» с первых дней обучения вовлекаются и активно участвуют в военно-научной работе, проведении исследований по проблемным вопросам управления повседневной деятельностью подразделений, организационно-мобилизационной работы, боевой подготовки, службы войск, работы с военными кадрами.