Презентация «Формирование осанки у детей дошкольного возраста. Осанка и ее значение для здоровья человека (презентация) Презентация для родителей о правильной осанке

Слайд 2

Красивая осанка - залог здоровья!

  • Слайд 3

    Цели работы

    • Познакомиться с понятием - осанка;
    • Узнать о ее правильном формировании;
    • Узнать, какие методы по исправлению осанки существуют;
    • Понаблюдать за формированием осанки у учащихся нашей школы;
    • Ознакомить учеников с рекомендациями специалистов по сохранению и исправлению осанки.
  • Слайд 4

    Этапы исследования

    • Научная литература;
    • Интернет;
    • Беседа с медицинским работником;
    • Исследование медицинских документов;
    • Подведение итогов.
  • Слайд 5

    Что такое осанка?

    • Осанка – это привычное положение тела во время ходьбы, стояния, сидения и работы.
    • Правильная осанка характеризуется:
      • нормальным положением позвоночника симметричным расположением плеч и лопаток,
      • прямое держание головы и прямые ноги без уплощения стоп.
  • Слайд 6

    Виды осанки:

    • 1 – нормальная;
    • 2 – выпрямленная;
    • 3 – кифотическая;
    • 4 – лордотическая;
    • 5 – сутуловатая;
    • 6 – сколиотическая.
  • Слайд 7

    Сколиоз

    • «сутуловатость»
    • «круглая спина»
    • «вогнутая спина»
    • «кругло-вогнутая спина»
    • «плоская спина»
    • «плоско-вогнутая спина»
  • Слайд 8

    Искривления позвоночника

  • Слайд 9

    Правильная осанка

    При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки не выпирают, грудь приподнята, живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, стопа без деформаций.

    • спинка парты должна быть отклонена назад на угол 110 градусов;
    • верхний край спинки должен быть на уровне середины лопаток;
    • высота сидения должна соответствовать равной длине голеней.

    Контроль – локти вертикально на столе, третий палец кисти должен доставать до наружного угла глаза.

    Слайд 11

    Проблема

    Одной из наиболее острых проблем, связанных с нарушением здоровья детей в школьный период их жизни, следует считать нарушение осанки. По данным статистики, 80% школьников к концу обучения имеют нарушения Так, например, "болезнью школьника" называют сколиоз, потому что приобретают его чаще всего в школьные годы.Больше всего подвержены сколиозу школьники 6-7 и 12-15 лет, именно в этом возрасте очень быстро растет скелет. Неудивительно, что мышцы, призванные поддерживать позвоночник в прямом положении, не справляются с нагрузкой. Учащиеся низко склоняются над партой, горбятся, одно плечо становится выше другого, и позвоночник деформируется. На ранней стадии такой дефект еще можно исправить, однако, если вовремя этого не сделать, врачам остается лишь диагностировать сколиоз.

    Слайд 13

    Объектом исследовательской работы являются ученики начального школьного возраста – четвероклассники.

    Слайд 14

    Тест №1

    Если положить на голову небольшую книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной - книга упадёт.

    Слайд 15

    Наблюдения в 4-х класах

    • В 4 «а» классе из 19 учащихся с заданием не справились 5 человек
    • В 4 « В» классе из 15 ч не справились 4 человека
    • В 4 «Б» классе из 20 не справились 6 человек
  • Слайд 16

    Слайд 17

    Тест №2

    Простейший способ оценить свою осанку заключается в следующем. Встаньте вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкните стопы, смотрите прямо вперед (голова должна касаться стены). Руки опущены по швам. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки, то осанка хорошая;в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед (лордоз).

    Слайд 18

    Осанка - стройная спина

    Результаты исследования показывают что у учащихся 4-х классов есть нарушения осанки.

    Слайд 19

    Осмотр осанки

    При осмотре сзади определяются:

    • общий наклон туловища в стороны;
    • положение головы (наклоны в стороны);
    • симметричность надплечий;
    • положение лопаток по отношению к позвоночнику;
    • отклонения позвоночника от средней линии вправо и влево
  • Слайд 20

    Количество учеников в 4-х классах нашей гимназии с нарушением осанки

  • Слайд 21

    Количество учеников 4-х классов с самыми распространёнными болезнями из-за нарушения осанки.

    Слайд 22

    Причины, которые могут привести к нарушениям осанки

    • отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды;
    • социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела;
    • недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия);
    • нерациональная одежда;
    • несоответствие мебели росту ребенка.
    • держать голову необходимо прямо и высоко, чтобы воображаемая черта соединяла мочку уха и плечо
    • не выставлять вперед подбородок и не задирать нос
    • смотреть перед собой, но не в землю.
    • при ходьбе нельзя двигать головой.
  • Слайд 24

    Будьте осторожны!

    При нарушениях осанки нельзя с ходу бросаться «качать мышцы» и «тянуть связки». Упражнения надо подбирать в соответствии с исходным состоянием организма, позвоночника и полных мышц. Чрезмерно большие физические нагрузки для ослабленного организма – примерно то же самое, что обжорство для организма, умирающего от голода.

    Слайд 25

    Правила красивой осанки

    • Еще врачи древности заметили, что осанка отражает не только физическое, но и психическо-эмоциональное состояние человека.
    • "Не надо держать голову, будто она насажена на кол, и не раскачивать ею из стороны в сторону. Не скрещивать руки на груди, не прижимать их к бокам, не расставлять локти, не вертеть веер в руках, не играть пальцами, не поправлять прическу и платье Держать корпус прямо. Не сидеть в кресле так, как будто вы в него вросли, не сползать на край кресла, не ерзать, словно сидишь на иголках, не класть ногу на ногу".
  • Слайд 26

    Стройная фигура

    • Прямая спина
    • Красивый разворот плеч
    • Свободное движение
    • Открытый взгляд
  • Слайд 27

    Занятия на уроках физической культуре

    На каждом занятие по физической культуре мы выполняем упражнения, способствующие формированию навыка правильной осанки. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется корригирующая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят во время выполнения различных упражнений (строевых, общеразвивающих), при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. Стиль выполнения гимнастических упражнений и требований к технике движений дают основание рассматривать гимнастику, как своего рода «школу осанки».

  • Не все ученики следят за своей осанкой и соблюдают правильную осанку.
  • Слайд 31

    Заключение

    Проведя исследование и изучив литературу, мы выяснили и доказали, что существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста. Между осанкой и здоровьем существует прямая связь. Все отклонения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. Нарушения осанки не только портят внешний облик, но могут привести к ряду заболеваний. Дефекты осанки отражаются на состоянии нервной системы. Неправ тот, кто думает, что красивая и правильная осанка дается человеку от природы. Ее нужно воспитывать с детства. В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Здоровьесберегающие технологии, которые учителя использует на уроках положительно влияют на динамику в коррекции осанки. Но и ученики должны следить за своей осанкой.

    Слайд 32

    Заключение:

    • Вы сможете выработать у себя правильную, красивую осанку, если прислушаетесь к нашим советам. Утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, т.к. утренняя гимнастика дает заряд бодрости на весь день.
    • Итак, правильная осанка – это красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека.
  • Конспект классного часа во 2 классе

    Тема: «Правильная осанка-залог здоровья».

    Цель:

    Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения осанки.

    Задачи:

    Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения.
    - Дать рекомендации по профилактике нарушений осанки.

    Воспитывать интерес к вопросам здоровья.
    Оборудование:

    Компьютер, проектор, презентация, плакаты, «ромашка» с советами, продукты, звёзды разного размера.

    Ход классного часа :

    Приветствие.

    Вступительное слово учителя.

    Ребята, я хочу начать наш классный час с притчи.

    Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:

    Кто вы?

    Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.

    Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.

    Больная мать сказала:

    Давайте впустим Здоровье.

    Дочь предложила впустить Любовь, а жена - Богатство. Пока они спорили между собой - странники исчезли.

    Самоопределение деятельности.

    Ребята, посмотрите внимательно на доску (на плакатах пословицы о здоровье)

    Как вы думаете, кто из странников сегодня у нас на классном часе? (Здоровье).

    Да, действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье.

    Здоровье - это счастье в жизни любого человека. Не зря в народе говорят: Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - всё потерял.

    Ребята, а что значит быть здоровым? (быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным).

    Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего классного часа, предлагаю вам отгадать загадку:

    Быть здоровою должна

    Наших школьников…….(спина).

    Слайд 2.

    Сегодня мы поговорим о спине, о правильной и красивой осанке.

    «Правильная осанка - залог здоровья».

    Представьте двух молодых людей.

    Идёт молодой человек, сутулится, спина круглая, голова наклонена, ноги волочит, точно специально старается подошвы поскорее стереть.

    А вот другой: походка пружинистая, ступни легко отрываются от земли, торс прямой, плечи расправлены, голова приподнята.

    На кого приятней смотреть?

    (ответы уч-ся)

    Да, второй человек красив, статен.

    Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно сформирован скелет. При правильной осанке легче работает сердце и другие важные органы. Правильная осанка не дается человеку при рождении, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвоночниках еще не заменилась костной. Поэтому все взрослые постоянно говорят: “Не горби спину. Сиди прямо!” Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине и пояснице.

    Ученые провели наблюдение. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, то он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

    Что же такое осанка?

    Слайд 3.

    Осанка - это привычная поза непринужденно стоящего или сидящего человека.

    Слайд 4.

    Правильная осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, туловище выпрямлено.

    Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова приподнята.

    На осанку влияет, прежде всего, позвоночник - осевой орган. Позвоночник - это не просто стержень нашего организма. Вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений.

    Слайд 5.

    Ребята, а кто имеет красивую осанку? (ответы учащихся)

    Да, правильную красивую осанку имеют балерины, гимнасты, фигуристы, фотомодели.

    Слайд 6.

    Ребята, посмотрите, кто это к нам пожаловал?

    Можно ли сказать, что у неё красивая осанка?

    Ребята, поднимите руку те, кто хочет узнать какие правила нужно выполнять, чтобы ваша осанка была правильной и красивой.

    Учитель:

    Всем известно, азбука обучает чтению,
    Трудному, но главному для детей умению.
    А у Айболита азбука другая,
    Она привычкам правильным деток обучает:
    Как простуды избежать,
    Слух и зренье сохранять,
    Закаляться, развиваться
    И здоровым оставаться.
    Азбуку здоровья чаще открывай!

    Учи советы важные и в жизни применяй!

    Слайды 7,8.

    Совет №1: " Правильно сиди за партой"

    Ребята, как нужно сидеть за партой? (ответы учащихся)

    При правильной посадке голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги ровно стоят на полу, пятки вместе.

    Вы, ребята, посмотрите:
    Все ли правильно сидите.
    Быть прямой должна спина,
    Как гитарная струна

    Ноги вы соедините,
    Прямо голову держите.
    Ну, а чтобы не устать
    Позу нужно поменять,
    А минут так через тридцать,
    Походить не полениться.

    - Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что в нашем классе стоят парты разные по высоте. Правильный подбор мебели также имеет большое значение при сохранении осанки.

    Слайд 9.

    Совет №2: Занимайся спортом!

    Почему нужно заниматься спортом? (ответы учащихся)

    Чтоб успешно развиваться,
    Нужно спортом заниматься.
    От занятий физкультурой,
    Будет стройная фигура.

    Нам полезно без сомненья,
    Все, что связано с движеньем.
    Вот, поэтому ребятки,
    Будем делать мы зарядку.

    Чтобы осанка была правильной надо двигаться, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой и спортом.

    Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.

    Физминутка.

    Предлагаю послушать замечательную песенку и подвигаться!

    Слайд 10.

    Совет № 3: Спи на жёсткой постели.

    Ребята, а почему нужно спать на жёсткой постели? (ответы учащихся)

    Береги свой позвоночник
    Утром, днём и даже ночью.
    Чтобы кости не болели,
    Спи на жёсткой ты постели.

    Слайд 11.

    Совет №4. Соблюдай режим дня.

    Почему нужно соблюдать режим дня? (ответы учащихся)

    Кто из вас соблюдает режим дня?

    Организм свой укрепить,

    Знает каждая семья

    Должен быть режим у дня.

    Если будешь ты стремиться
    Распорядок выполнять -
    Будешь лучше ты учиться,
    Лучше будешь отдыхать.

    Слайд 12.

    Совет №5. Занимайся плаванием.

    Особенно полезно для спины плавание и гимнастика в воде. Плавание - эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза.

    Слайд 13.

    Совет №6.Правильно переноси грузы.

    Ребята, как правильно нужно переносить грузы? (ответы учащихся)

    Груз тяжёлый и большой,
    Не носи в руке одной.
    Поровну распределяй,
    В две руки,
    И в путь ступай.

    Слайд 14.

    Ребята, а в чём лучше носить учебники и все школьные принадлежности?

    (в ранце)

    Многие ребята ходят с сумкой на плече. Это отрицательно влияет на позвоночник. Масса ранца учащегося начальных классов должна весить 2 кг 700г.

    Совет №7. Правильный подбор обуви и одежды.

    Слайд 15.

    Правильно подобранная обувь даёт стопе ограничение, замкнутое пространство, которое способствует правильному формированию стопы, в дальнейшем поможет избежать травм и сформировать правильную походку.

    Совет №8. Правильно питайся!

    Ребята, какое питание является правильным? (ответы учащихся)

    Слайд 18.

    Слайд 16.

    Для сохранения осанки необходимо правильное питание. Питание должно быть: разнообразным, регулярным, богатое овощами и фруктами и без спешки.

    Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.)

    Витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.

    Знаем мы - нужна всегда всем полезная еда:
    Разные продукты - овощи и фрукты.
    А для осанки помни, дружок,
    Очень полезный продукт - творожок!

    Мера нужна и в еде,
    Чтоб не случиться нежданной беде.
    Нужно питаться в назначенный час,
    В день понемножку, по несколько раз.

    Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Разложи продукты».

    Перед вами лежат продукты питания.

    Задание: разложить эти продукты на две части.

    Первая - продукты, полезные для здоровья.

    Вторая - продукты, вредные для здоровья.

    А теперь совет № 9: Следи за своей походкой!

    Слайд 17.

    Ребята, почему нужно следить за своей походкой? (ответы учащихся)

    Слайд 18.

    Например, женщины Востока и Африки носят на голове сосуды с водой, корзины с фруктами, совсем не поддерживая их руками. Эти женщины отличаются стройностью, гордой осанкой.

    Слайды 19,20.

    Но, к сожалению, не все следят за своей осанкой.

    Ребята, можно ли эти позы назвать правильными?

    Почему?

    Посмотрите, на позы, способствующие формированию неправильной осанки.

    У некоторых детей возникает нарушение осанки. В дальнейшем может развиться сколиоз.

    Слайд 21.

    Что же такое сколиоз?

    Сколиоз- это боковое искривление позвоночника.

    Признаки сколиоза:

    Искривлён позвоночник.

    Перекошены плечи.

    Перекошен таз.

    Послушайте сказку о сколиозе.

    Сказка о Сколиозе.

    В одной ужасной стране - стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил - был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки. Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости. Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех.

    Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку - невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел. Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью. Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.

    Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха.

    И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызгает на них своё зелье.

    Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой.

    Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?

    Народом создано много пословиц и поговорок о здоровье.

    Ребята, объясните смысл пословицы.

    «Человек настолько молод, насколько молод его позвоночник»

    (вы будете ощущать себя до тех пор молодыми, пока будет здоров ваш позвоночник)

    Практическая часть.

    Ребята, а вы хотите узнать правильная ли у вас осанка?

    (вызывается ученик из класса)

    Проверяем наличие сутулости.

    Мерной лентой измеряем расстояние между крайними точками плеч сначала со стороны груди, а потом со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы - всё в порядке, если второе число намного больше первого - сутулость есть.

    Проверяем наличие искривления позвоночника.

    Встаньте спиной к стене, плотно прижмите пятки, ягодицы и лопатки к стене. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак - осанка нарушена.

    Слайд 22.

    Профилактика сколиоза.

    Слайд 23.

    Существуют комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

    Слайд 24.

    Комплекс упражнений лечебной физкультуры.

    Приступать к оздоровлению никогда не рано и никогда не поздно. Лучше сделать этот шаг сегодня, чем завтра.

    Слайд 25.

    Ученик 1:

    Корень, ствол у дерева -

    Жизни всей источник,

    Жизни ствол у человека -

    Это позвоночник.

    Ученик 2:

    Сделав выводы теперь,

    Вы держитесь твердо.

    Чтобы по земле шагать

    Вам с осанкой гордой.

    Рефлексия.

    Ребята, каково ваше мнение о нашем классном часе?

    У вас у каждого на парте лежат звездочки трёх размеров. Давайте создадим своё звёздное небо. Оцените свои ощущения от классного часа, выбрав звезду нужного размера. Чем больше положительных эмоций вы испытали, тем большую звезду вы можете выбрать. Затем запишите 3 - 4 совета, которые помогут вам сохранить осанку правильной. (Учащиеся приклеивают звёзды на заранее подготовленный лист ватмана на доске).

    Закончить классный час мне хотелось бы такими словами:

    Мы рождены, чтоб жить на свете долго,

    Грустить и петь, смеяться и любить.

    Но чтобы стали все мечты возможны,

    Должны мы все здоровье сохранить.

    Слайд 26.

    Следите за своей осанкой!



    ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – КЛЮЧ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

    МКОУ Благовещенская СОШ

    Учитель биологии высшей категории

    Гущина Светлана Сергеевна



    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

    По данным Всемирной организации здравоохранения, 48% детей нашей планеты имеют те или иные искривления позвоночника, из-за чего в последующем нарушается их осанка, возникают различные отклонения в здоровье.

    Знаменитый языковед и врач В. Даль так определил понятие осанки: «осанка – это стройность, величавость, приличие, красота…» И действительно, сказать, что осанка – привычное положение тела, совершенно недостаточно. Исследования показывают, что осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние, настроение, характер человека. Опущенная голова, сутулая спина ребенка рассказывают не только о нем самом, но и его родителях. Очевидно, что они не прилагали больших усилий, чтобы приучить его с раннего детства к гимнастике, не выработали у него привычки правильно сидеть за столом, ходить, держать голову. И не потому, что недостаточно заботливы. Чаще всего взрослые не придают значения этому, надеясь, что осанка сформируется сама.


    ОСАНКА

    Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.

    Естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.


    Правильная осанка

    это не только красота, это прежде всего важнейший показатель здоровья человека. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.


    Признаки правильной осанки

    Человек с правильной осанкой:

    • прямо держит голову,
    • спина у него прямая,
    • плечи на одном уровне и слегка отведены назад,
    • живот втянут,
    • грудь немного выдвинута вперёд.

    Признаки неправильной

    осанки

    голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);

    плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

    круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;

    излишне увеличен поясничный изгиб.


    Если не следить за правильной осанкой- это грозит следующими осложнениями : 1. Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника). 2. Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки. 3. Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. 4. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте. 5. Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении. Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее. 6. Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.


    Причины нарушения осанки:

    • Слабая мускулатура тела;
    • Привычка к неправильным позам;
    • Несоответствующая гигиеническим нормам мебель в школе и дома;
    • Неудобная одежда и обувь;
    • Врожденные или наследственные причины;
    • Перенесенные заболевания и травмы;
    • Пассивный отдых;
    • Малая двигательная активность.

    ПОЛОЖЕНИЕ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА Неправильное



    1. Правильная организация рабочего места школьника

    Стул. - спинка стула - выше плеч,

    Сиденье - жёсткое и ровное, его высота должна равняться длине голени (если стопы не достают до пола, то надо под ноги поставить скамейку),

    глубина сиденья - не более 4/5 длины бёдер.

    Стол. Высота рабочего стола должна соответствовать росту (крышка стола - на уровне локтя согнутой руки). Под столом должно быть место для вытянутых ног. Положение ног надо периодически менять: согнуть - вытянуть. Не рекомендуется сидеть, как взрослые, нога на ногу (бедро на бедро).

    Локти должны свободно опираться на письменный стол (т.е. на столешницу, которая располагается на уровне солнечного сплетения). Следите за расстоянием от глаз до тетради (книги) - оптимально это 30 см.



    2. Чтение.

    Книги желательно располагать на специальной подставке на расстоянии вытянутой руки от глаз. Если книга будет лежать перед ребёнком на столе, обычно располагаясь правее или левее, то привычный наклон и поворот головы за очень короткий срок перегрузят шейный отдел ученика. А родители будут ломать голову в поисках причины головных болей.


    3. Письмо.

    Тетрадь правильно располагать под углом 30 градусов - при таком наклоне хорошо видно то, что "выходит из-под пера". Иначе расположенная тетрадь заставит и голову больше наклонять, и поворачивать туловище по оси.


    4. Освещение.

    Настольная лампа - это идеальный вариант для освещения рабочей поверхности: свет должен падать слева и спереди, не создавая тень. Рекомендуемая мощность лампы - 60 ватт.

    А естественный свет и расположение стола ближе к окну позволяет максимально использовать световой день.


    5. Сон.

    • Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днем. Позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, если позвоночник опирается во всех частях и лежит прямо, не провисая, если ребенок спит на боку, или сохраняет все физиологические изгибы в положении лежа на спине.
    • Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом матраце. Причем надо учитывать соответствие полноты ребенка, его массы тела и толщины постели. Полному, тяжелому ребенку подходит относительно жесткий матрац, худенькому - помягче.
    • Очень важный элемент постели - подушка. Она должна быть небольшой и упругой. Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту.

    6 . Необходимость носить тяжёлые сумки с учебниками .



    7. Формировать элементарные знания по профилактике нарушений осанки:

    нельзя сидеть перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола; перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо; поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину и др.

    Спина согнутая(неправильно)

    спина прямая (правильно)


    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

    В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

    Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

    Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

    Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.



    СТ ОЯ НА КОЛЕНЯХ

    Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.

    Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице


    ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

    Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться , держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.

    Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову , плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.


    С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ

    Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п.

    Ноги вместе, руки вперед. Делать в ыпады вперед правой, затем левой н огой.

    Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.


    В ВИСЕ

    Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»)

    Повороты туловища вправо и влево как м ожно больше. Прямые ноги вместе

    Вис на гимнастической стенке или перекладине


    Гимнастика и физическая активность – это важные составляющие правильной осанки. Делайте вместе с ребенком по утрам гимнастику, сначала разминку, а затем растяжку всех групп мышц. Попробуй увлечь ребенка ношением на голове книги. Положите книгу на голову, а руки на пояс и соревнуйтесь, кто дольше будет так ходить или дальше пронесет. Постепенно усложняйте упражнение – вытягивайте руки вперед, приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в стороны, поднимайте поочередно ноги. Эти упражнения хорошо укрепляют мышцы спины. Плавание – тоже хорошая тренировка позвоночника. Запиши школьника в бассейн и посещайте его 2-3 раза в неделю. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках. Очень интересна и полезна детям будет йога. Существуют специальные детские группы, в которых можно заниматься уже с 7-8 лет. Как правило, детям йога очень нравится, ведь им так интересно принимать «позу черепахи», «позу воина», на какое-то время стать «цветком» или «деревом»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Правильная осанка. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад).

    3 слайд

    Описание слайда:

    Проверим осанку При правильной осанке голова и туловище расположены по одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические линии позвоночника выражены нормально. Грудь слегка выпуклая, живот выступает незначительно или слегка втянут, ноги разогнуты в коленях и тазобедренных суставах. Грудная клетка имеет цилиндрическую или коническую форму. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола. Для того, чтобы определить изъяны в своей осанке, встаньте вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкните стопы, смотрите прямо вперед (голова должна касаться шкафа). Руки опущены по швам. Если ваша ладонь проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая, в противном случае мышцы вашего брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник

    4 слайд

    Описание слайда:

    ДЕФЕКТЫ ОСАНКИ Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии - исправить. Поэтому нельзя не обращать внимания на неправильную осанку, неодинаковое положение плеч и лопаток, смещение таза и т. п. Детей с нарушениями осанки надо показать врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре. Для предупреждения неправильной осанки необходимо ежедневно заниматься гимнастикой. Неправильная осанка нарушает положение внутренних органов грудной и брюшной полости и способствует раннему появлению остеохондроза. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска, получить тяжелые травмы при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и другими контактными видами спорта

    5 слайд

    Описание слайда:

    При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника - сколиозы. При сутулой осанке (рис. 1. 2) ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед. Для лордотической осанки (рис. 1. 3) характерно увеличение поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается.

    6 слайд

    Описание слайда:

    ДЕФЕКТЫ ОСАНКИ При кругловогнутой спине (рис. 1. 4) увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Угол наклона таза увеличен, ягодицы резко выступают назад, живот вперед, грудная клетка впалая, талия несколько укорочена. При плоской спине (рис. 2. 1) недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены. Переднезадний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи. Косая спина (асимметричная осанка) (рис. 2. 2) возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвонковых дисках и костной ткани, характерные для тяжелого заболевания - сколиоза

    7 слайд

    Описание слайда:

    1) Осанка во многом зависит от состояния вашей мускулатуры; Кроме того, важно помнить, что особенно портит осанку неправильная поза за столом; 3) Ухудшает осанку привычка читать лёжа на боку; Носить в одной и той же руке тяжести; 5) Постель не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой; От чего зависит осанка

    8 слайд

    Описание слайда:

    Как исправить осанку? Осанку можно исправить, если постоянно обращать внимание на некоторые вещи и целенаправленно выполнять упражнения для исправления осанки. . Специально подобранные физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболевание позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием в физиологически неудобных положениях). Нагрузки, связанные с сидением, рекомендуется чередовать и интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнений 1 – 3 минуты.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Комплекс упражнений для исправления осанки.. 1. И. п. - лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п. 2. И. п. - то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах. 3. И. п. - лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.. 4. И. п. - лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины. 5.И. п. - то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Рыбка, велосипед 6. И. п. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги («Рыбка») 7. И. п. - лежа на спине. «Велосипед». 8. И. п. - лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 - 4 счета, медленно опустить их в и. п. 9. И. п. - то же на левом боку.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Приседания.ходьба 10. И.п. - стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед (рис. 4.1). 11. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Ножницы 12. И. п. - сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 - 10 раз. (рис. 4.2). 20. И. п. - сидя, колени согнуты (угол 30"). Потрясти ногами в стороны. 13. И. п. - лежа на спине. «Ножницы» - горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами (рис. 4.3) .

    13 слайд

    Описание слайда:

    Замочек 14. И. п. - стоя. «Замочек» - завести Одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук (рис. 5). 15. И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе опуститься в и. п. (рис. 6).

    14 слайд

    Описание слайда:

    Методические рекомендации Не сутулиться, все упражнения делать в спокойном темпе, без задержек дыхания. Каждое упражнение выполняется 4 - 5 раз, затем количество повторений постепенно увеличивается до 10 - 12 раз. Заниматься надо в хорошо проветренной комнате. Одежда должна быть легкой, удобной, не стесняющей движений. Лучше выполнять упражнения босиком или в носках. Заниматься за час до и спустя 45 - 60 мин после еды в различное время, но последний раз не позже 19 часов. Утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, т.к. утренняя гимнастика дает заряд бодрости на весь день Проснувшись утром, лежа потянуться. Потом сесть, скрестив ноги, и потянуться еще раз, стараясь ощутить, как выпрямляется позвоночник. Обязательно разомните шейный отдел - поворачивайте голову в разные стороны, осторожно наклоняйте, стараясь коснуться ухом плеча.