Презентация по психологии на тему: "познавательные процессы". Презентация - специфика познавательных процессов Внутренние факторы восприятия

Психические процессы и их содержание

Введение

1. Общее понятие об ощущениях

2. Восприятие

3. Процесс мышления

4. Воображение

5. Понятие памяти и ее классификация

Заключение

Список литературы

Введение

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

Психика человека - отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика - сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Психика человека приобретает особую форму - форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики - психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психические явления неразрывно взаимосвязаны между собой, но традиционно их подразделяют на три группы: психические процессы, психические состояния и и психические свойства личности.

Подробнее мы рассмотрим познавательные психические процессы, которые являются базовыми явлениями. К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевых процессах. Однако, различая мыслительные, или интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления, аналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, или сознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты,- так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция - единством эмоционального и интеллектуального.

Таким образом, когда мы анализируем последовательно интеллектуальные, или познавательные, эмоциональные и волевые процессы, речь идет о характеристике единых и в то же время многообразных психических процессов по преобладающему в каждом таком процессе интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту. Каждый психический процесс может быть охарактеризован по отношению к каждому из них. Мы характеризуем его как интеллектуальный, эмоциональный или волевой по тому преобладающему в нем компоненту, который накладывает в данном случае свой определяющий отпечаток на процесс в целом.

Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются. Так, психология может и должна изучать процесс мышления в общих закономерностях его протекания, отличающих мыслительный процесс, например, от элементарного ассоциативного процесса. Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности - практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего этот производственный процесс, в теоретической работе ученого, разрешающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукою знания. Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются. И только изучая их в реальном контексте этой деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общие закономерности психических процессов как действительно содержательные закономерности.

Смысл традиционной функциональной психологии, трактующей все сложные психические процессы как функции, заключался в том, чтобы представить их как проявления, зависящие исключительно от внутренних условий, от имманентных особенностей организма, духа, личности. Принципиальными предпосылками - осознанными или неосознанными - такой функциональной психологии являются биологизаторские представления о том, что все психические функции являются продуктом имманентного созревания организма, или идеалистические теории, согласно которым различные, все более высокие проявления психики являются результатом саморазвития духа. В действительности протекание психических процессов и их специфические особенности зависят от конкретных материальных условий, в которых они протекают. Поэтому подлинное преодоление основных пороков функциональной психологии достигается не оговорками о таком или ином понимании функций, неправомерно пытающимися отожествить их с тем, что уже ни в каком смысле не является функцией, и не разговорами о межфункциональных связях, а лишь включением в план психологического исследования деятельности, в которой реально формируется психика и специфические особенности различных психических функций и процессов.

1. Общее понятие об ощущениях

Ощущение - психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение - чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.

Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Это не пассивный отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром.

Психические процессы - это процессы деятельностного овладения миром. Ощущения человека опосредованы его знаниями, то есть общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства.

В ощущениях отражаются не только специфические свойства предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущений объективизируются.

Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы, так же как связаны между собой и различные свойства действительности. Ощущение - это канал чувственной связи организма с действительностью.

Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о физико-химических характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется посредством функционирования специализированных нейрофизиологичес-

ких механизмов - анализаторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus - чувство), а процесс ее приема и первичной переработки - сенсорной деятельностью.

2. Восприятие

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.

Восприятие - непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.

Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые - структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия - образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.

Процесс восприятия - перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.

Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

3. Процесс мышления

PAGE_BREAK--

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному - заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее.

Не только в науке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из разнообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.

Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.

Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо - значит включить новое в систему имеющихся связей.

4. Воображение

Воображение - образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность.

Воображение - специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, то есть формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.

Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение - способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы - создавать образы от себя.

Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.

Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становится возможной абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободного отношения сознания к элементам действительности.

Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого.

Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации - основа его нравственного поведения.

Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражения действительности.

5. Понятие памяти и ее классификация

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Этипроцессы называются памятью. «Без памяти, - писал C. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая-с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Классификация видов памяти по характеру психологической активности включает в себя: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Заключение

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.

Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы и выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Психические процессы выражаются в специфическом содержании: функция чувствительности – в ощущениях, процессы памяти - в воспроизведенных образах представления. Элементарное содержание, связанное с функциями, образует как бы состав психической жизни; более сложные образования, возникающие в психических процессах – образы восприятия, представления и т. п.,- составляют ее качественно новое содержание. Все психические процессы, как и функции, рассматриваются нами в единстве с их специфическим содержанием.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.

Список литературы

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1987.

Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы.- М. Просвещение, 1980.

Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2007.

Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 томах. Т.1. –М.: Педагогика, 1989.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти.- М.: Просвещение. 1982.

Процессы в психологии

Слайдов: 22 Слов: 1097 Звуков: 0 Эффектов: 186

Ощущения. Основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов. С физиологической точки зрения представляют деятельность. Отражают. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Виды ощущений. ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные. ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения. ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные. Восприятие. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия. - Процессы в психологии.ppt

Познавательные процессы

Слайдов: 27 Слов: 1019 Звуков: 0 Эффектов: 119

Познавательные процессы и способности личности. Память. Процессы памяти. Виды памяти. Приемы запоминания. Отрывок из письма. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Качества внимания. Формы чувственного познания. Воображение. Мышление. Основные формы рационального мышления. Основные операции мышления. Основные качества мышления. Интеллект. Интеллектуальная сфера. Восприятие. Способность разумно действовать. Типы интеллекта. Умственный интеллект. Эмоциональный интеллект. Логический интеллект. Вербальный интеллект. Внутренний, социальный, экзистенциальный интеллект. - Познавательные процессы.ppt

Восприятие

Слайдов: 28 Слов: 1447 Звуков: 0 Эффектов: 0

Восприятие. ВОСПРИЯТИЕ (англ. perception). Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. Рис. 2. Взаимозаменяемость фигуры и фона (ваза Рубина). Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез. - Восприятие.ppt

Свойства восприятия

Слайдов: 29 Слов: 1065 Звуков: 0 Эффектов: 0

Свойства восприятия. Теория. Немного физиологии. Зрительное восприятие на 90% обеспечивает человека всей получаемой информацией. Закономерность. Последовательность. Движение глаз… Избирательность (1). Точки максимальной кривизны. Рисунки с резкими изломами линий. Реакция на движение. Целостность. Запоминаемость. Рисунок А.В. Кокорина. Константность (1). Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Возникает аконстантность. Соотносительность (1). Пример соотносительности. Восприятие объекта в зависимости от окружения. Иллюзорность. обманчивость зрительного восприятия. - Свойства восприятия.ppt

Восприятие в психологии

Слайдов: 75 Слов: 3786 Звуков: 0 Эффектов: 0

Расстройства восприятия и злоупотребление ПАВ. Ощущение – простейший психический процесс. Ощущение. Анализаторы: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Экстерорецепторы расположены на поверхности тела. Интерорецепция несет информацию о состоянии внутренней среды. Интероцептивные ощущения. Проприоцептивные ощущения. Восприятие. Двигательный компонент. Образы. Константность – стабильность образов предметов. Условия развития восприятия. Представление. Патология ощущения. Понижение порогов чувствительности. Психическая гипестезия. Психическая гипестезия. Психическая анестезия. - Восприятие в психологии.ppt

Ощущение

Слайдов: 20 Слов: 482 Звуков: 0 Эффектов: 60

Ощущение Восприятие Представление. Ощущение. Ощущения. Основные внешние признаки предметов и явлений. Состояние внутренних органов. Свойства ощущений. Качество. Интенсивность. Пространственная локализация. Продолжительность. Пространственная локализация раздражителя характерна для ощущения. Анализ, осуществляемый рецепторами,даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Виды ощущений. Экстерорецептивные. Интерорецептивные. Проприоцептивные. Зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, температурные, тактильные. Ощущение боли, Ощущения равновесия, Ощущения ускорения. Мышечно - двигательные. - Ощущение.ppt

Ощущение и восприятие

Слайдов: 17 Слов: 701 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общая психология. Определение ощущения и восприятия. Восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление. Ощущения. Свойства ощущений. Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Классификация ощущений. Ощущение с мультисенсорным характером. Сенсорная адаптация. Свойства образов восприятия. Активный характер восприятия. Виды образных явлений. Световые ощущения в виде отдельных точек. Схема (образ) тела – представление о собственном теле. Последовательный образ. Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета. - Ощущение и восприятие.ppt

Воображение человека

Слайдов: 13 Слов: 703 Звуков: 0 Эффектов: 0

Динамика развития творческого воображения, мышления, речи на ступени персонализации в со-бытийности. Воображение. Аналитико – синтетические действия Типизация Схематизация Гиперболизаци Заострение Агглютинация. Механизмы экстериоризации и интериоризации действий. Подражание Рефлексия. Виды традиционной творческой деятельности. Методы. Виды мышления. Практически - действенное Наглядно - образное Наглядно- схематическое Словесно – логическое Теоретическое. Показатели. Среднегрупповые величины показателей в экспериментальной и контрольной группах до начала эксперимента. Среднегрупповые величины показателей в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента. - Воображение человека.ppt

Развитие воображения

Слайдов: 32 Слов: 1017 Звуков: 0 Эффектов: 8

Развитие воображения младших школьников. Воображение. Что такое воображение. Функции воображения. Агглютинация. Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета. Схематизация – отдельные представления сливаются. Типизация – выделение существенного, повторяющегося. Акцентирование. Развитие воссоздающего воображения. Виды упражнений для развития воссоздающего воображения. Создание образов по словесному описанию. Создание образа целого по его части, детали. Игры - головоломки. Воссоздание образов по схеме, карте. Игра «Путешествие по географической карте». Чтение чертежей. - Развитие воображения.ppt

Творческое воображение

Слайдов: 48 Слов: 1004 Звуков: 0 Эффектов: 0

Творческое воображение. Время социальных, политических и культурных перемен. Лондон: Р.Д.Лейнг- экзистенциальный психоанализ и анти-психиатрия. Париж: Жак Лакан- новое прочтение Фрейда. Цюрих. Культурная революция. Цюрих - сентябрь. Семинар Хиллмана по алхимии. В чем функция воображения в психической жизни. Воображение, игра и самосознание. Платон. Образы являются воспроизведением воспроизведения. Аристотель. Платон и Аристотель. «Художник» был «ремесленником». Средневековая онто-теологическая перспектива. Richard of St. Victor. Разуму очень нравилось свое «одеяние». Позднее Средневековье. -

Слайд 12

Универсальные принципы работы механизмов памяти

  1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).
  2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
  3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
  4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
  5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
  6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
  7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
  8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
  9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
  10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.
Ощущение
Память
и восприятие
Мышление
Воображение
Внимание
Артемова Елена Владимировна

Ощущение и восприятие

Ощущение

это
познавательный
психический процесс, заключающийся в
отражении субъектом отдельных свойств
предметов
и
явлений
при
их

Восприятие – заключается в отражении
предмета или явления в целом при их
взаимодействии с органами чувств.

Классификация ощущений

Дистантные:
зрительные,
слуховые,
обонятельные
Контактные: вкусовые, тактильные
Ощущения голода, жажды, насыщения, боли
Ощущения
движения,
возникающие
в
результате растяжения и сокращения мышц и
участвующие в координации движения
Статические ощущения – положение тела в
пространстве, равновесие

Общие свойства ощущений

КАЧЕСТВО
Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности,
отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения
характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные -
цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
ИНТЕНСИВНОСТЬ
Определяется силой действующего раздражителя и функциональным
состоянием рецептора.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем
действия раздражителя и его интенсивностью.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ
Пространственный
анализ,
осуществляемый
дистантными
рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в
пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той
частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощ.),
а иногда они более разлиты (болевые ощ.).

Закономерности ощущений

Наличие
порогов
чувствительности:
абсолютный нижний порог чувствительности
(ощущения) - это наименьшая величина
раздражителя, вызывающего едва заметное
ощущение
Абсолютный
верхний
порог
чувствительности

это
максимальное
значение раздражителя, за пределами
которого ощущение исчезает

Закономерности ощущений

Адаптация

это
приспособительное
изменение
чувствительности
к
интенсивности действующего раздражителя
Упражнение
ощущений.
Ощущения
развиваются при жизни человека под
влиянием его включения в различные формы
активности и деятельности

Основные свойства восприятия

Целостность восприятия
Предметность
восприятия

исходное
выражение этого свойства – выделение
фигуры из фона
Апперцепция - зависимость восприятия от
прошлого опыта, запаса знаний и общей
направленности личности
Константность восприятия - относительное
постоянство образов предметов, в частности их
формы, цвета, величины при изменении
условий восприятия.

Вазы и лица

Лицо и дерево

Основные свойства восприятия

Обобщенность
восприятия – каждый
предмет или событие воспринимается вместе
с тем и как представитель некоторого класса
предметов и событий. Акт восприятия есть
немедленная классификация предметов, что,
по существу, является обобщением.

Сенсорное развитие дошкольников


возраста. С.134-148 (конспект)
Вопросы:
1. Как развивается восприятие дошкольником
пространства?
2. Как развивается ориентировка дошкольника
во времени?
3. Какова
специфика
художественного
восприятия дошкольника?
4. Какова специфика восприятия дошкольником
сказки, картинки?

Память -

Память это познавательный психический процесс,
заключающийся в запоминании, сохранении
и
последующем
воспроизведении
человеком (или животным) своего опыта
под влиянием жизненных обстоятельств.
Память имеет смысл только в контексте
использования опыта в будущем.

Виды памяти

механическая - память, основанная на
повторении материала без его осмысливания.
оперативная - вид памяти, проявляющейся в
ходе выполнения определенной деятельности.
словесно - логическая - вид памяти,
основанной на установлении в запоминаемом
материале смысловых связей.
непроизвольная
-
запоминание
без
специальной установки.
произвольная - память, основанная на
запоминании со специальной установкой.
образная – существует в форме образов ранее
воспринимаемых предметов, событий, явлений.

Виды памяти

двигательная

это
запоминание,
сохранение и воспроизведение движений.
(трудовые навыки, письмо, игра на муз.
инструментах)
эмоциональная – память на эмоции и чувства
долговременная – обеспечивает хранение
большого объема информации в течение
длительного времени

Процессы памяти

Запоминание – ввод информации в память
человека.
Запоминание бывает произвольным, когда
определяется сложной целенаправленной
умственной деятельностью, подчиненной
определенной задаче;
непроизвольным,
когда
отсутствует
специальная задача и запоминание просто
сопровождает другую деятельность.

Сохранение и воспроизведение

Воспроизведение- процесс памяти, в котором
происходит актуализация прежнего
содержания психической жизни в форме
движений, эмоций, образов, понятий,
мыслей.
Воспроизведение бывает произвольным и
непроизвольным.

Воспроизведение

может быть:
элементным (вспоминается лишь какой-то
элемент воспроизводимого)
фрагментарным(отражается
значительная
часть признаков)
неполным
(есть некоторая неточность,
незавершенность)
полным

Узнавание -

Узнавание особый
вид
воспроизведения,
т.е.
воспроизведение образа объекта или явления
в условиях его повторного восприятия;
опознание воспринимаемого объекта как уже
известного по прошлому опыту. (например,
узнаем лица знакомых людей)

Забывание -

Забывание процесс, который приводит к утрате четкости
и уменьшению объема того материала,
который запоминался.
Реминисценция
отсроченное
воспроизведение
информации.
Часто
бывает
более
эффективным,
чем
воспроизведение сразу после заучивания.

Развитие памяти у дошкольников

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.154-162 (конспект)
Вопросы:
1.Какова специфика непроизвольной памяти
дошкольника?
2.Какие условия для развития произвольной
памяти создаются в дошкольном возрасте?
3.Опишите закономерности и специфику
развития произвольной памяти.
4.Какие приемы логического запоминания
доступны дошкольникам?

Мышление -

Мышление высший
познавательный
социально
обусловленный
психический
процесс,
заключающийся
в
опосредованном
и
обобщенном отражении действительности в
ее существенных связях и отношениях.

Логические формы мышления:

Суждение
- отражение связей между
предметами и явлениями действительности
или между их свойствами, признаками.
Умозаключение
– форма мышления, в
которой из исходных суждений (посылок)
получается новое суждение (заключение,
следствие), содержащее новое знание.
Понятие
– форма мысли, в которой
отражаются
отличительные
признаки
предмета
мышления.(например,
любое
определение (что такое треугольник))

Интуитивные формы мышления -

Интуитивные формы мышления это неосознаваемые звенья мыслительного
процесса, означающие постижение истины
вне рассуждений и обоснований.
Особую роль они играют в решении сложных,
нестандартных задач.

Анализ – мысленное расчленение предмета
мышления на отдельные части, элементы,
выделение в нем связей, отношений.
Синтез – заключается в мысленном соединении
частей, элементов, связей в нечто целое.
Сравнение

мысленное
соотнесение
предметов, явлений, событий в целях
нахождения сходного и различного между
ними.

Мыслительные действия (операции):

Абстрагирование – отвлечение признака от
объекта, явления, события и превращения
его в самостоятельный предмет мышления.
Обобщение

выделение
и
фиксация
относительно устойчивых инвариативных
свойств,
принадлежащих
каждому
из
некоторой
совокупности
предметов
и
явлений. (например, карась, щука, минтай –
рыба)

Виды мышления

наглядно-действенное
Наглядно-образное
логическое

Развитие мышления дошкольника

Г.А.
Урунтаева.
Психология
дошкольного
возраста. С.175-186 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите развитие наглядно-действенного,
наглядно-образного,
наглядносхематического мышления.
2.Как
идет
развитие
рассуждений
у
дошкольника. Какие мыслительные операции
он осваивает?
3.Как
развивается
логическое
мышление
дошкольника?

Воображение (фантазия) -

Воображение (фантазия) это познавательный психический процесс,
заключающийся
в
преобразовании
представлений памяти в субъективно новые
образы.
За образами воображения всегда стоят
образы памяти (представления), но в новом
образе они изменены, преобразованы,
иначе соединены.

1.Перенос функции или свойства одного
предмета на другой.
2.Комбинирование представлений памяти –
агглютинация. Это «склеивание» различных,
в жизни не соединяемых частей и свойств
предметов. (избушка на курьих ножках)
3. Акцентирование, т.е. подчеркивание
какого-либо
признака
предмета
или
отношения в нем. (карикатура, дружеский
шарж).

Способы формирования образов в воображении

4.
Гиперболизация

умышленное
преувеличение
или
преуменьшение
предмета, изменение количества его частей.
(Дюймовочка,
многорукая
богиня
в
индийской мифологии)
5. Типизация – выделение существенного,
типичного для какой-то группы явлений,
качеств.

Развитие воображения дошкольника

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.163-174 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите особенности развития воображения
дошкольника.
2. Какие функции выполняет воображение?
3.Какие приемы и средства создания образов
осваивает дошкольник. В чем состоит реализм
детского воображения?
4.Как развивается произвольное воображение у
дошкольника?

Внимание -

Внимание это направленность и сосредоточенность
познавательной активности человека на
каких-либо предметах, явлениях, связях,
действительности.
Важно, что человек обращает внимание не
только на окружающий мир, но и на самого
себя, на свои ощущения, мысли, чувства и
стремления.

Виды внимания:

Непроизвольное – не связано с формированием
осознанной цели, волевым усилием или
решением задачи.
Произвольное внимание связано с сознательно
поставленными целями, с волевым усилием.
Произвольное внимание через некоторое время
может
стать
непроизвольным,
т.е.
послепроизвольным (начинаем читать учебник
без желания, но материал оказался интересным
и теперь волевые усилия уже не нужны)

Свойства внимания:

Объем внимания – количество однородных
объектов, которые человек может отчетливо
воспринять в течение 1 секунды.
Концентрация
внимания

степень
сосредоточенности человека на предмете или
явлении
Устойчивость внимания – продолжительность
концентрации внимания на том или ином
содержании
Переключение
внимания

сознательное,
преднамеренное перемещение внимания с одного
предмета или действия на другое (н-р, водитель)

Объем внимания

Развитие внимания дошкольника

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.149-153 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите развитие свойств внимания в
дошкольном возрасте.
2.Охарактеризуйте специфику развития у
дошкольника
произвольного
и
послепроизвольного внимания.
3. Какие средства организации внимания
осваивает дошкольник?

Контрольное задание:

1.
Подобрать
по
3
игры
на
развитие
психических процессов. Оформить в таблице

Например:


Раздел
содержание
п/п
Возраст
Литература
ная
группа
1.
Игры и
упражнени
я на
развитие
восприятия
пространст
ва
1)Упражнение
«Рисование по
клеточкам»
Цель: …….
Материал: ……
Ход занятия……
4-5 лет
ж.Ребенок в
детском саду
2007//№ 4

Цели :

  • подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

Профессия –

  • это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Типичные ошибки при выборе профессии

  • 1. незнание мира профессий
  • 2. незнание себя
  • 3.незнание правил выбора профессии

Тема урока: «Психические процессы»

Эта тема рассматривает такие способности человека как:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление

Ощущение -

это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

  • В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль

Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  • Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
  • Слуховые - речь, звук;
  • Обонятельный – запахи;
  • Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
  • Кожное – прикосновение, температура, боль;
  • Кинетическое – координация и контроль движения;
  • Вибрационное – колебание упругой среды;
  • Статистическое – положения тела в пространстве.

Восприятие -

это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.


Восприятие:

  • Зрительное;
  • Слуховое;
  • Осязательное;
  • Вкусовое;
  • Обонятельное.

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль :

  • Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера. Для летных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы).

Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

  • Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям.
  • Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.
  • Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Представление -

наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения


Можно выделить следующие виды представлений:

  • Временные;
  • Пространственные;
  • Визуальные;
  • Абстрактно-логические.

Воображение -

психический процесс создания новых образцов на основе материала ощущений и представлений (фантазии).


Память -

  • способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него

Виды памяти можно разделить на:

  • произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.

Внимание

  • направленность и сосредоточение на определенном объекте.

  • Ученики пишут контрольную работу, в классе стоит тишина, вдруг за окном раздается громкий хлопок. Взгляды всех учеников направляются к окну. Это пример непроизвольного внимания.

По степени активности человека в организации внимания различают:

  • - непроизвольное;
  • - произвольное;
  • - послепроизвольное.
  • Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Мышление -

процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека

  • Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой)

Приведите примеры, что может произойти из-за невнимательности

  • а) на уроке; б) на улице, на дороге; в) на производстве.

Наблюдательность:

  • Я демонстрирую изображение фигур, рассмотрите их внимательно в течение 1-2 секунд, затем я убираю (закрываю слайд) с изображением фигуры, ваша задача записать в тетрадь какие фигуры нарисованы, какие цифры были вписаны в каждую фигуру.

Посмотрите внимательно (1-2 сек)


А теперь пожалуйста, подсчитайте:

  • а) сколько фигур вы правильно запомнили?
  • б) сколько цифр вы правильно восприняли?
  • в) сколько цифр вы правильно вписали в фигуру?

  • Объем вашего внимания - а +б +в =
  • Вывод: Хороший объем вашего внимания равен 8-10.

Рефлексия:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Что осталось непонятным?
  • Что понравилось?
  • Важно ли эти знания учитывать при выборе профессии?