Торпедный катер проекта 123 к комсомолец. Торпедный катер «Комсомолец» – грозное оружие советских моряков-торпедистов в годы Великой Отечественной войны. История создания и разработки проекта торпедных катеров «Комсомолец»

Торпедный катер "Комсомолец":
сделано в Тюмени

70 лет спустя рассказы о выпускаемых в Тюмени быстроходных торпедных катерах типа 123 «Комсомолец», которые наводили ужас на врага, нам, сибирякам, живущим вдалеке от моря, кажутся мифом. Кроме небольшого кораблика на барельефе у Вечного огня и «школьного» макета в краеведческом музее, большинству горожан и показать-то нечего. Мы нашли в Тюмени тех людей, которые ещё помнят об этом оружии.

К началу военных действий советский москитный флот располагал торпедными катерами двух основных типов. Судоверфи Тюмени и Рыбинска продолжали спускать на воду катера типа Г-5, а катера типа Д-3 строили заводы в Ленинграде и Сосновке (Вятско-Полянский район Кировской области). По своим функциям эти корабли удачно дополняли друг друга. Малые Г-5 из кольчугалюминия являлись катерами прибрежного действия. Мореходные Д-3 с корпусом, изготовленным из дерева, могли действовать в удаленных районах, на расстоянии до 240 миль (445 км) от базы.

Чертежная схема "Комсомольца"

Этот 23-тонный дюралевый корабль во многом превосходил своего предшественника Г-5. Изменения в конструкции обусловили неплохую мореходность нового катера - до 4 баллов включительно. В днище по всей длине корпуса "Комсомольца" проходила полая балка, которая выполняла роль киля. Кроме того, по бортам ниже ватерлинии имелись дополнительные кили, уменьшавшие качку. Число водонепроницаемых отсеков
возросло до шести. На "Комсомольце" впервые появилась бронированная рубка из листовой 7-мм стали.

Наконец, значительно изменилось вооружение корабля - спаренные пулеметы взамен одинарных и трубчатые торпедные аппараты на палубе вместо кормовых желобов. В отличие от Г-5, "Комсомольцы" могли атаковать противника торпедами на самом малом ходу. Первый катер нового проекта (собственно "Комсомолец") был заложен 30 июля 1939 года, за один месяц до начала Второй Мировой войны. На воду его спустили 16 мая 1940 г., в строй он вступил 25 октября того же года.
Летом 1940 г., когда "Комсомолец" проходил испытания, его проект попытались улучшить. За модификацию корабля взялась конструкторская группа В.М. Бурлакова. Первым делом усилили зенитное вооружение, вместо одного пулемета ДШК поставили четыре. Водоизмещение корабля при этом увеличилось на 3 тонны, а скорость хода уменьшилась с 51 узла до 46-48. Пришлось также уменьшить калибр торпедных аппаратов. Три десятка
катеров данного типа вступили в строй действующего флота в 1948-45 гг.

За годы войны на мощностях эвакуированных за Урал заводов из Ленинграда, Рыбинска, Херсона, Керчи Тюменский судостроительный завод изготовил передал фронту 165 торпедных катеров.

О том, как катера зарекомендовали себя в морских боях в открытом письме к тюменцам в 1985 году накануне 40-летия Победы рассказал Герой Советского Союза, председатель президиума Совета ветеранов-моряков торпедных катеров Балтийского флота: "Считаю своим долгом выразить всем тюменцам глубокую благодарность и признательность за все, что они сделали в годы войны для Победы. Торпедные катера, построенные рабочими, инженерами, техниками, служащими Тюменского судостроительного завода, в невероятно трудных условиях, в годы войны сыграло важную роль в обороне Ленинграда, на ближних и дальних подступах к нему. Славные героические моряки на торпедных катерах громили врага, потопили 119 и повредили 34 корабля и транспорта фашисткой Германии. За героические подвиги многие командиры и матросы торпедных катеров были удостоены звания Героя Советского Союза и награждены орденами и медалями".

Тюменский пенсионер Юрий Анатольевич Буйносов был одним из тех, кто в годы войны строил торпедные катера типа 123 бис "Комсомолец" на Тюменском судостроительном заводе. Пришел на завод в 15 лет, стал плазовым разметчиком - чертил на коленках детали будущего катера в натуральную величину: шпангоуты, балки. Когда теоретический чертеж был готов, его отправили на утверждение в Москву. Торпедный катер типа 123 разрабатывался в Ленинграде. Изучив чертежи, инженеры внесли изменения в проект, так он получил приставку "бис" и был запущен на тюменском заводе в серию.

"Когда началась война, из Феодосию в Тюмень на железнодорожных платформах были эвакуированы недостроенные торпедные катера типа 116, - рассказал "Вслух.ру" Юрий Анатольевич Буйносов. - Но они были далеки от совершенства. Перед запуском торпед катера этого типа должны были развернуться кормой к противнику, и во время боя, поворачиваясь бортом, становились уязвимыми. Их расстреливали как воробьев. Поэтому уже в Тюмени был построен новый тип торпедного катера. Вместе с нами работали специалисты из Ленинграда. Торпедный катер имел много общего с самолетом: обтекаемое днище, дюралюминиевые корпус, в качестве силовых установок использовались два авиационных двигателя. Сначала пробовали ставить наши двигателя, но они не "тянули". Поэтому решили ставить американские паккардовские".

В Тюмени также были изготовлены гребные винты особой конструкции. Испытания катера на Туре превзошли все ожидания. По воспоминаниям Юрия Анатольевича, перед выходом катера директор завода прошел на судне вниз по течению и лично убедился, что на реке никого нет.

В те годы главной проблемой для всех речников были плывущие бревна, их сплавляли по реке, часть бревен терялась, - пояснил ветеран трудового фронта. - Намокая, они практически полностью скрывались под водой. При ударе о борт такое бревно могло запросто потопить судно, поэтому вдоль берега на реке были устроены специальные "гавани" для отлова топляка. Так вот когда по реке прошел торпедный катер, все эти "гавани" оказались на берегу. После этого случая испытания катеров проводились только на море".

По словам Юрия Анатольевича, винты раскручивались так, что позади себя катер оставлял не просто водный след, а глубокую канаву. Поэтому не трудно себе представить, какая была волна на берегу.

Завод хорошо охранялся, а в цехе, где работал Юрий Анатольевич, была дополнительная охрана. Катера строили в тайне от большинства горожан. Там же на заводе на каждую боевую единицу устанавливалось вооружение. Катера забирали матросы, которым после боя давали 10 дней отдыха. Торпедные катера грузили на платформы и вывозили с завода только ночью. На каждой платформе с катером был каркас, который по всему периметру обтягивался брезентом.

"Понять, что скрывается под брезентовой коробкой, даже находясь вблизи, было невозможно, - отметил Юрий Анатольевич. - Вот такие посылки мы и отправляли на фронт".

Борис Мишатин

На 50 узлах « Комсомолец » шел , по сути , на винтах, все остальное было в воздухе, – рассказывает ветеран Борис Мишатин . – Такую скорость катер мог набрать за минуту. Ощущения не передать! Если рот откроешь – порвет щеки. Катер поднимает брызги, плюс ветер и как будто тебя пожарный поливает мощной струей из брандспойта, поэтому мы все время на катерах были в водолазных костюмах. Быт, конечно, был спартанский: мотористы спали на моторах, радист склонял голову на рацию, а мы из верхней команды – командир, боцман, торпедист, пулеметчики – независимо от погоды, и в дождь, и в снег спали прямо на палубе. На Г-5 ложились прямо на торпеды. В Vesper же было все: кубрики, камбуз и даже холодильник. Впрочем, торпедный катер создавался не для длительных переходов – а таковал и ушел. Как у нас говорили: « Здравствуй, враг, и « будь здоров » , вечного покоя » .

Разработка проекта 123бис, являвшегося корректировкой проекта 123 (ТКА «Комсомолец») была выполнена КБ завода №639 в Тюмени (гл. конструктор Ф.Л. Ливенцев) в 1943 году.

Корректированным проектом предусматривалась установка торпедных аппаратов трубчатого типа с обогревом торпед, усиление пулеметного вооружения, повышение мореходных качеств путем увеличения развала носовых шпангоутов и длины катера.

Серийное строительство катеров проекта 123бис велось в Тюмени. Головной катер проекта флот получил 31 октября 1944 года. Всего в период с 1944 по 1948 год было построено 120 катеров этого проекта.

Проект М-123бис : Послевоенная корректировка проекта выполнялась ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков). Проектные работы были завершены в 1946 году. Их основным направлением стала замена пожароопасных бензиновых моторов «Паккард» на отечественные дизели М-50.

Серийное строительство катеров этого проекта началось в 1947 году на Тюменском заводе №639. Дальнейшую постройку вел завод №831 в Феодосии, куда в 1948 году доставили из Тюмени 16 недостроенных катеров.

На испытаниях головного катера (зав. №400), проводившихся весной 1948 года в районе Севастополя, выявилась недостаточная прочность корпуса, что стало следствием более высокой скорости катера на волне по сравнению с катерами проекта 123бис, имевшими бензиновые двигатели. Необходимое усиление корпуса, состоявшее в установке в носовой части промежуточных шпангоутов, дополнительных ребер жесткости и местных карлингсов выполнили сначала на одном катере (зав. №419), а затем, после испытаний и сдачи его ВМФ 25 ноября 1949 года, и на всех ранее построенных.

Катер проекта A-10
По результатам испытаний катера зав. №419 ЦКБ-19 в 1950 году разработало сокращенный исполнительный проект М-123бис, по которому строительство продолжалось заводом №831 до 1951 года. Всего отечественная судостроительная промышленность сдала ВМФ 50 катеров этого проекта.

В 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом (проект А-10 ), а еще один - двумя подводными крыльями (проект А-11 ). Работы выполнялись заводом «Красное Сормово» (гл. конструктор Р.Е. Алексеев). На испытания катера показали скорость наибольшего хода 55 и 56 уз, соответственно.

Кодовое обозначение НАТО : KOMSOMOLETS class.

Проект 123К : Этот вариант стал последним этапом модернизации проекта 123. Проект разрабатывался ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков) и был закончен в 1950 году. Управление катером вынесли из ходовой рубки на мостик, дымаппаратуру ДА-7 заменили дымовыми шашками, ликвидировали броневую защиту. Одним из вариантов проекта предусматривалась установка двух РЛС опознавания и обнаружения за счет снимаемой пулеметной установки.
Проект 123К
Завод-строитель серии - Феодосийский судостроительный завод №831 построил два головных катера в соответствии с вариантами вооружения: «А» - без радиолокационного вооружения и «З» - с ажурной мачтой для размещения совмещенного антенного поста РЛС «Зарница» и станции опознавания «Факел-М».

Во время испытаний первоначально установленные 12,7-мм пулеметы заменили 14,5-мм. Оба головных катера вошли в строй 31 ноября 1951 года. Катер «А» достиг проектной скорости 50 уз, а «З» - только 49 уз, что было объяснено некачественным изготовлением корпуса. В серийную постройку приняли катера варианта «З» при доведении скорости до 50 уз.

Строительство катеров по проекту 123К велось заводом №831 с 1950 по 1955 год. Всего ВМФ получил 205 таких катеров.

Катер проекта А-10бис

В целях дальнейшего улучшения ТТЭ катеров проекта 123К, в соответствии с постановлением Совмином СССР от 17 апреля 1951 года №1235-621, головной катер (зав. №432) оборудовали носовым подводным крылом, разработанным КБ завода «Красное Сормово» (проект А-10бис , главный конструктор Р.Е. Алексеев). При этом водоизмещение катера возросло на 0,8 т, а скорость хода доходила до 54 уз.

После испытаний, проведенных в 1953 году и его доработки, подобной крыльевой конструкцией дооборудовали еще 5 серийных катеров.

Постройкой катеров проекта 123К закончился выпуск в нашей стране глиссирующих реданных торпедных катеров, начатый в 1927 г. катером «Первенец». Невозможность существенного повышения мореходности реданных катеров привела к их вытеснению более перспективными в этом отношении безреданными катерами.

Кодовое обозначение НАТО : P-4 class или KOMSOMOLETS class.

Характеристики Проект 123бис Проект М-123бис* Проект 123К**
Год утверждения техпроекта 1943 1946 1950
Год сдачи головного катера 1944 1948 1951
Число построенных катеров 120 50 205
Нормальное водоизмещение, т 19,2 20,0 21,1
Полное водоизмещение, т 20,5 21,5 22,5
Длина наибольшая, м 18,7 19,3
Ширина наибольшая по корпусу, м 3,4 3,6
Высота борта на миделе, м 1,8
Осадка средняя, м 0,75 0,76 0,80
Скорость хода наибольшая, уз 48,1 50
Главные двигатели:
тип, число х мощность, л.с.
бензиновые «Паккард»
2 х 1200
дизельные М-50
2 х 1000
Дальность плавания
(на скорости, уз), миль
242 (13,5) 530 (37,5) 450 (35)
Автономность, сут. 1-1,5 1,5
Торпедные аппараты:
число х калибр, мм, тип
2 х 450
ТТКА-45
2 х 450
ТТКА-45-52
Пулеметы: число установок х
число стволов - калибр, мм, тип
2 x 2 - 12,7
УК-2
2 х 2 - 12,7
2УК-Т
1 х 2 - 14,5
2М-5
Глубинные бомбы:
число х тип
6 х БМ-1 нет
Экипаж, чел. 7
* ТТЭ в соответствии с сокращенным исполнительным проектом 1950 г.
** ТТЭ в соответствии с сокращенным исполнительным проектом 1954 г.

37 Кб Проект 123бис .
Схема из коллекции

Памятник установлен в Санкт-Петербурге на территории выставочного комплекса Ленэкспо (Большой проспект Васильевского острова, 103).
Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости.
Остановка "Средний проспект (улица Наличная)".
Рядом расположена бесплатная парковка.

Доступ свободный (даже слишком свободный), можно трогать, лазить. Охраны нет (кроме охраны Ленэкспо).

В этот день на территории Ленэкспо был "Праздник корюшки". Площадь была заполнена выставками, торговыми рядами, уличными кафе.
Поэтому в кадре много людей.

В 400 метрах к северу от катера, расположен другой военно-морской мемориал - "Подводная лодка Д-2 "Народоволец".

все фото кликабельны до 3648х2736


02. Катер мы обнаружили совершенно случайно, когда зашли на упомянутый праздник, после осмотра "Народовольца".



03. Никаких признаков типа/проекта/номера/названия на самом катере и его постаменте нет.
Для определения корабля я перечитал несколько справочников, любезно выложенных на сайте Энциклопедия кораблей Андрея Пупко.
Кстати, по моему мнению, самая лучшая русскоязычная энциклопедия на корабельную тематику.



04. Также, путём итеративного поиска мне удалось предположительно определить какой именно катер установлен в качестве этого памятника.
В нескольких источниках, например http://russian-ships.info/katera/123.htm , этот катер обозначается как ТК-23 проекта 123-К.
Про номер других подтверждений не нашёл, но по найденным мной в справочниках чертежам и описанию вооружения (тип пулемётов, наличие РЛС, общая компоновка), это действительно "Торпедный катер пр.123-К".



05. Проект 123-К стал развитием проектов реданных торпедных катеров проектов 123 "Комсомолец" (первый катер спущен на воду в 1940 году) и 123-бис (1944).
123-К - это послевоенная серия (1949-55 гг.), улучшенная по сравнению с предыдущими.
Увеличена скорость, изменено вооружение.



06. Всего было построено 205 катеров этого проекта.
Это последняя серия МТКА (Малых Торпедных КАтеров) выпускавшаяся в СССР



07.




08. Несколько десятков катеров 123-К было отправлено на экспорт в Китай, Египет, Кипр, КНДР и другие страны.
Некоторые были установлены в качестве памяти о войне. Точно такой же катер стоит у морского вокзала в Новороссийске.



09. На постаменте, рядом с крупной надписью "1941-1945 Героическим морякам торпедных катеров Балтики", есть
маленькая табличка с кратким описанием героических эпизодов и подвигов моряков-катерников.
(сам катер, напомню, был выпущен в 1950-х годах и участия в боях Великой отечественной не принимал)



10. Спаренные крупнокалиберные пулемёты Владимирова (КПВ) в установке 2М-5. Ленточное питание (80 выстрелов в каждой ленте).
Установки 2М-5 выпускались на Тульском машиностроительном заводе.
Младший на месте стрелка.



12. Носовая часть палубы (бак).
Под большой прямоугольной крышкой должен быть моторный отсек с двигателем.

tramp_ > На мой взгляд, первична в данном случае подводная часть обводов корпуса (ведь корабль перемещается в первую очередь воде, а не в воздухе), переделка крейсера пр.26 в опытовое судно ОС-33 с изменением надводной части корпуса не привела к существенным изменениям в плане характеристик корабля (если например не выкидывать котельное отделение с соответствующим снижением скорости), замена карапасной палубы потомка Г-5 на более типичную для ТКА ВМВ плоскую более относится к модификации проекта в плане удобства эксплуатации катера экипажем, обслуживания ТА и оборудования, замена к примеру 2 456-мм ТА на два 533-мм привела бы к изменению нагрузки, вероятно к изменению ЦТ, уменьшению метацентрической высоты, но в целом проект будет тем же.

Так я же и говорю, что точного и логичного определения когда новый корабль -модернизация, а когда это новый проект нет. Каждый сам себе хозяин, тем более высокое начальство.Чем оно руководствуется, когда определяет степени модернизации, сия тайна велика есть. Можно много дискутировать на эту тему, но обьяснение можно получить только для себя лично,то обьяснение, которое лично меня любимого устраивает, даже тех вещей, которые не обьяснимы логически, но обьяснимы волюнтаристски (чем многие начальники грешат, особенно военные. "Я сказал люмень, значит люмень"). Или может рассказать только тот кто это решение принимал, но он никогда не расскажет (кстати, чудный оборот речи "принимать решение" не решать, не обосновывать, а принимать - это и есть волюнтаризм). Причин может быть много, от нежелания показывать в правительстве, что мы имеем уж очень широкую гамму разных проектов однотипных кораблей, до желания получить премию, за разработку нового корабля, который фактически модернизация. Подобные штучки сейчас нормальны не только для начальства, но и для почтеннейшей публики. Так что порог принимать решение или решать логически или математически резко снизился. Это очень здорово видно на молодёжи. Чем безграмотнее человек, тем у него выше самооценка, тем более он склонен "принимать решения", правда после, желательно за последствия не отвечать. Извини за лирическое отступление. Продолжаю по делу.
Взять широко известную историю с проектом 1134 и его модификациями 1134А, 1134Б. Или с АПЛ проекта 667. А вот проект 645 очень соответствует таковому, но 627, однако это другой проект, а не модификация. По большому счёту, подумаешь, другой котелок поставили, так уже и другой проект что ли. И там и там турбину крутит пар, а как он добыт это вопрос несколько второстепенный. Спорный вопрос, правда? Кстати по ОС-33, после испытаний его изначально планировали вернуть в первоначальное состояние, так что в принципе, это для меня обьяснение.
Что касается катера, то я же писал, все обьяснения есть в статье, и мне кажется весьма логичные.

Головной катер «Комсомолец» проекта 123 был заложен 30 июля 1939 года на верфи Ленинградского судостроительного завода № 194 им. товарища А. Марти. Спущен на воду 16 мая 1940 года, вступил в строй 25 октября того же года, а 12 марта 1941 года – зачислен в состав Черноморского флота. Торпедный катер «Комсомолец» предназначался для торпедирования судов противника и для постановки дымовых завес. Еще летом 1940 года, когда «Комсомолец» еще только проходил заводские испытания, его проект подвергся серьезной переделке. За модификацию корабля взялась конструкторская группа ЦКБ-19 В.М. Бурлакова. В первую очередь было усилено зенитное вооружение, вместо одного крупнокалиберного пулемета ДШК на тумбовой установке поставили четыре (по два – в спаренных башенных установках). Водоизмещение корабля при этом увеличилось на 3 тонны, а скорость хода уменьшилась с 51 узла до 46–48. Также был уменьшен калибр торпедных аппаратов с 533 до 450 мм, теперь рассчитанных под торпеды 45-36-НУ. «Комсомолец» представлял собой катер совершенно новой конструкции, существенно отличавшийся от серийных торпедных катеров типа Г-5 и Д-3, и превосходивший их по целому ряду боевых качеств. В отличие от старых, деревянных, новый катер имели дюралюминиевый корпус длиной 18,7 и шириной 3,4 м (разделенный водонепроницаемыми переборками на пять отсеков). По всей длине корпуса проходила полая киль-балка, которая выполняла роль киля. Кроме того, по бортам ниже ватерлинии имелись дополнительные бортовые кили, уменьшавшие качку. Два авиационных двигателя типа «паккард» мощностью 2400 л. с. (взамен ГАМ-34-Ф мощностью по 1000 л.с.) обеспечивали катеру скорость хода до 48 узлов (86 км/ч). Моторы располагались в корпусе продольно, один за другим так, что длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого – 10. Основное вооружение составляли два 450-мм торпедных аппарата, которые в отличие от катеров предыдущих типов, были трубными, а не желобными. Серийные катера «Комсомолец» вооружались четырьмя 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами ДШК, смонтированными в двух спаренных установках УК-2 (на катерах XIII серии более поздней постройки их заменили на две установки с 20-мм автоматическими пушками ШВАК), а также шестью большими глубинными бомбами. На катере монтировалась дымовая аппаратура (аппарат ДА-7 емкостью 40 л). Изменения в конструкции обусловили неплохую мореходность нового катера, он мог использовать свое вооружение и ходить на максимальной скорости при волнении до 3 баллов, включительно. В отличие от других торпедных катеров отечественной постройки катер «Комсомолец» получил бронированную рубку (из листа толщиной 7 мм). В ходе Великой Отечественной войны торпедный катер проекта 123 был еще раз доработан. Изменения коснулись, в основном, технологии производства. Была также усилена конструкция корпуса, и проведен ряд мелких усовершенствований. Вместо одного мотора поставили два, и хотя водоизмещение катера выросло на 5 тонн, скорость осталась прежней – 48 узлов. В ноябре 1943 года Тюменская судоверфь (судостроительный завод № 639) сдал флоту головной катер типа «Комсомолец» нового проекта, получившего обозначение «123-бис». Он вступил в строй в августе 1944 года, когда война все дальше откатывалась на запад. Строились торпедные катера проекта 123-бис на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили собственные наименования, например: «Тюменский рабочий», «Тюменский комсомолец», «Тюменский пионер», «Речник Ангары», «Одесский патриот», «Одесский колхозник», «Одесский комсомолец», «Комсомол Казахстана», «Артемовец», «Трудящийся Артема», «Моряк Дальстроя» и другие. До конца войны со стапелей Тюменского завода № 639 сошли 30 катеров типа 123-бис, а в 1946–1953 годах на судостроительном заводе № 183 в Феодосии построили еще 205 таких кораблей (50 – проекта 123-бис и 155 – проекта 123-К). Новые торпедные катера прибрежного действия типа «Комсомолец» успели принять активное участие в заключительных боях на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Действия маневренных и быстрых «Комсомольцев» против немецких конвоев оказались весьма успешными. Свои высокие боевые качества эти торпедные катера в полной мере проявили весной 1945 года, когда части Красной армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь как можно дольше сохранить порты в Восточной Пруссии для эвакуации отступающих войск, немецкие войска предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти меры существенно обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ был переброшен 3-й дивизион торпедных катеров «Комсомолец». Ночью 21 апреля 1945 года поиск кораблей противника в районе косы Хель проводился отрядом катеров, под командованием капитан-лейтенанта П. Ефименко. Советские катера шли на самом малом ходу. Это маскировало, но и требовало от экипажей железной выдержки и самообладания. И тогда П. Ефименко принял решение идти в глубь Данцигской бухты – к устью Вислы. Задача в тот период перед катерниками ставилась только одна: находить и топить корабли врага, продолжавшие интенсивно перебрасывать войска по морю. Наконец были обнаружены три германские быстроходные десантные баржи (БДБ) с сильным артиллерийским вооружением. В небольшом отдалении за ними следовали пять сторожевых катеров. Однако атаку пришлось отложить, поскольку это мог быть авангард большого конвоя. И в данном случае интуиция и расчет капитан-лейтенанта П. Ефименко оказались верными. В предрассветных сумерках показался караван. Он состоял из предельно перегруженного транспорта, шедшего в охранении нескольких миноносцев, сторожевиков и торпедных катеров. Замыкали походный ордер еще две быстроходные десантные баржи. Распределив цели, командир отряда отдал приказ на атаку. Первым вперед пошел катер ТК-135 старшего лейтенанта А. Аксенова и тут же дал залп из обоих торпедных аппаратов. Следом за ним с небольшим запозданием разрядил торпедные аппараты катер ТК-133 «Трудящийся Артема» капитан-лейтенанта В. Солодовникова. Прошли несколько секунд, и позади катеров раздался оглушительный сдвоенный взрыв: торпеды попали в цель – серьезные повреждения получил германский эсминец Z-34. Дальше действия Аксенова и Солодовникова были почти автоматическими – разворот катеров, постановка дымовой завесы и уход на форсаже. Однако на этот раз советским катерникам не повезло: при выходе из боя в моторный отсек ТК-135 угодил вражеский снаряд, и его двигатели сразу же заглохли. Он лишился хода, но вскоре ему подоспела помощь. Под плотным огнем орудий противника другой катер ТК-131 «Речник Ангары» лейтенанта Н. Короткевича, прикрыв дымовой завесой «Комсомолец» А. Аксенова, взял поврежденный катер на буксир и начал выводить его из боя. Однако немецкий сторожевик, переоборудованный из рыболовецкого судна, стреляя из всех орудий, преградил путь советским торпедным катерам. И сразу же с обоих катеров по противнику был открыт огонь из крупнокалиберных пулеметных установок. Вскоре немецкий сторожевик загорелся, а затем последовал взрыв, и через несколько минут на поверхности воды остались лишь его обломки. Путь к своей базе торпедным катерам был открыт. В 1995 году на судостроительном морском заводе «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге, специализировавшемся на строительстве и ремонте скоростных катеров для Федеральной пограничной службы и Военно-морского флота России, специально для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве был построен по подлинным чертежам полноразмерный макет катера проекта 123-бис. Ему присвоили бортовой номер в честь заслуженного торпедного катера «ТК-131».

Длина – 18,7 м Ширина – 3,4 м Осадка – 1,2 м Водоизмещение стандартное – 20,5 тонны Водоизмещение полное – 23 тонны Скорость хода максимальная – 48 узлов Скорость хода крейсерская – 28,8 узлов Мощность: бензиновый авиационный двигатель внутреннего сгорания «Паккард» – 2х1200 л.с. Дальность плавания – 345 миль Вооружение: Артиллерия ПВО – 2 спаренные установки 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов ДШК (впоследствии 2 установки 20-мм пушек ШВАК) Противолодочное вооружение – 2 лотковых бомбосбрасывателя; – 6 глубинных бомб М-1;

Аппарат с дымовой смесью ДА-7 емкостью 40 литров

Торпедно-минное вооружение – торпедные аппараты – 2х450 Автономность плавания – 36 часов Экипаж – 7 человек.