Рабочая программа по дисциплине управление качеством. Рабочая программа дисциплины управление качеством. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА

Факультет менеджмента

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________ Егоршева О.И.
«____» _________________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Управление качеством
Направление подготовки

080200 Менеджмент

Профиль подготовки

«Менеджмент организации»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Волжский
2011

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "20" мая 2010г. № 544.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла (Б3.В.ВД.8) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» в 6 семестре.

Составители рабочей программы _______________к.э.н., доц. Н.В. Бессарабова
(подпись)
Программа одобрена на заседании кафедры менеджмента

(указать наименование кафедры)

от «_____»_____________ 201 года, протокол № _________________.

Рецензент

___________________________________________________________________

Зав. кафедрой менеджмента , к.ф.н. ________________________ (Попович А.Н.)
к.п.н., доц._______________(Киселева Н.А.)

(факультет, где разрабатывалась программа)
Декан факультета менеджмента, к.п.н., доц._________________ (Киселева Н.А.)

(факультет, где реализуется программа)

1. Цели освоения дисциплины

Цель изучения данного курса – формирование у студентов целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций.

Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основу конкурентоспособности продукции составляет ее качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятиях систем качества и подтверждается сертификацией продукции и систем качества.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Управление качеством» относится к профессиональному циклу, входит в дисциплины по выбору (Б3.В.ВД.8 (1)).

Управление качеством является одним из аспектов управления деятельности предприятия в целом и поэтому примыкает к изучению менеджмента (стратегического менеджмента, управления персоналом, проектами, производством, финансового менеджмента, экологического менеджмента, инновационного менеджмента), так как деятельность современного менеджера достаточно многогранна и предполагает решения значительного спектра задач, изучаемых в рамках перечисленных дисциплин.

Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любой компании.

Управление качеством, как всякое управление, не может осуществляться без соответствующей информации о качестве выпускаемой продукции, а также достижениях науки, техники и потребностях рынка, поэтому настоящая дисциплина связана с изучением дисциплин «Основы менеджмента», «Производственный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Маркетинг» и др. Управление качеством связано также со стандартизацией и обязательно требует знание действующего законодательства и нормативных документов в области качества для усвоения производителями и потребителями своих прав, обязанностей и ответственности, связанных с обеспечением качества продукции. Изучение конкретных методов контроля качества, сбора и обработки информации включает изучение статистических методов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Управление качеством» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:


  • способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

  • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

  • пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

  • способность разрабатывать локальные поверочные схемы и выполнять проверку и отладку систем и средств автоматизации технологических процессов, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством, а также их ремонт (ПК-23);

  • способность проводить оценку уровня брака продукции, выполнять анализ причин его появления, разрабатывать предложения по его предупреждению и устранению, совершенствованию продукции (ПК-24);

  • способность проводить сертификацию продукции, технологических процессов и средств автоматизации, контроля, диагностики, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством, экологическими системами предприятия (ПК-25);

  • способность осваивать средства программного обеспечения автоматизации и управления, их сертификации (ПК-26);

  • способность выполнять работы по экспертизе технической документации, надзору и контролю за состоянием технологических процессов, систем и средств автоматизации и управления, оборудования, выявлять их резервы, определять причины недостатков и возникающих неисправностей при эксплуатации, осуществлять меры по их устранению и повышению эффективности использования (ПК-27);

  • способность организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-30);

  • способен разрабатывать мероприятия по проектированию процессов разработки, изготовления, контроля и внедрения продукции, средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством, их эффективной эксплуатации (ПК- 31);

  • способность выбирать технологии, инструментальные средства и средства вычислительной техники при организации процессов проектирования, изготовления, контроля и испытания продукции, средства и системы автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-32);

  • способность выполнять работу по организации управления информационными потоками на всех этапах жизненного цикла продукции, ее интегрированной логистической поддержки (ПК-33);

  • способность проводить мероприятия по повышению качества продукции, производственных и технологических процессов, техническому и информационному обеспечению их разработки, испытаний и эксплуатации, планированию работ по стандартизации и сертификации систематизации и обновлению применяемой регламентирующей документации (ПК-34);

  • способность участвовать в разработке и практическом освоении средств, систем автоматизации и управления производством продукции, ее жизненным циклом и качеством, подготовке планов освоения новой техники, составлении заявок на проведение сертификации (ПК-35).
В результате освоения дисциплины «Управление качеством» обучающийся должен:

Знать:


  • – основные понятия управления качеством, различные виды систем обеспечения качеством;

  • методы осуществления контроля и анализа качества в производственных и сервисных системах;

  • методы организации работы по совершенствованию качества;

  • основные виды затрат на качество;

  • методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем;

  • рекомендации российских и международных стандартов серии ИСО 9000 по обеспечению качества продукции;

  • современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции сложной техногенной продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла: от этапов её проектирования, разработки и создания, опытных образцов до серийного производства и эксплуатации;

  • процедуры сертификации продукции и систем управления качеством.
Уметь:

  • – использовать вероятностно-статистические методы оценки уровня качества сложных систем и изменения качества в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла;

  • правильно производить выбор вероятностно- статистических законов распределения для корректных оценочных расчетов уровня качества и надежности работы различных систем;

  • использовать методы обеспечения заданного качества и надежности сложных систем на различных этапах - от проектирования до серийного производства продукции;

  • применять методы обеспечения заданного качества и надежности сложных систем на различных этапах: от проектирования до серийного производства продукции;

  • проводить структурный и функциональный анализ качества сложных систем с различными схемами построения;

  • применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных систем;

  • проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов;

  • решать практические задачи по управлению качеством в производственной и сервисной компании;

  • применять статистические методы управления качеством для анализа проблем качества и их решения.
Владеть:

  • категориальным аппаратом управления качеством на уровне понимания и свободного воспроизведения;

  • методикой расчета наиболее важных экономических показателей, важнейшими методами анализа;

  • навыками работы с экономической литературой, информационными источниками, учебной и справочной литературой по проблемам управления качеством;

  • приемами ведения дискуссии и публичных выступлений;

  • потребностью в постоянном продолжении образования.

4. Структура и содержание дисциплины «Управление качеством»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа.



Раздел

дисциплины


Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы теку-щего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего

Лек-ции

Прак-тич

Сам.

раб.


1.

Сущность качества и управление им

8

1-2

15

4

4

7

Доклады, рефераты

2.

Основные методы управления качеством

8

3

10

2

2

6

Доклады, рефераты

3.

Система управления качеством на предприятии

8

4

11

2

2

7

Доклады, рефераты

4.

Организация технического контроля на предприятии

8

5

10

2

2

6

Доклады, рефераты

5.

Метрологическое обеспечение качества продукции

8

6

11

2

2

7

Доклады, рефераты

6.

Стандартизация продукции в России

8

7

10

2

2

6

Доклады, рефераты

7.

Сертификация продукции

8

8

11

2

2

7

Доклады, рефераты

8.

Защита прав потребителей товаров и услуг

8

9

10

2

2

6

Доклады, рефераты

9.

Планирование качества

8

10

11

2

2

7

Доклады, рефераты

10

Всеобщее управление качеством

8

11

10

2

2

6

Доклады, рефераты

11

Деятельность государственных организаций в области качества

8

12

11

2

2

7

Доклады, рефераты

Экзамен

Всего

144

24

12

72

36

Понятие качества. Эволюция качества. Показатели качества: унификации и стандартизации, экономические показатели, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели надежности, ремонтопригодности, долговечности и др.
Тема 2 Основные методы управления качеством.

Классификация и сферы приложения методов управления качеством. Организационно-распорядительные методы. Инженерно-технологические методы. Экономические методы. Социально-психологические методы
Тема 3 Система управления качеством на предприятии

Международные стандарты, и их применение на российских предприятиях. Петля качества. Основные составляющие качества для потребителей
Тема 4 Организация технического контроля на предприятии

Сущность и объекты технического контроля Виды технического контроля Методы количественной оценки уровня качества. ОТК как самостоятельное структурное подразделение предприятия.
Тема 5 Метрологическое обеспечение качества продукции

Метрологическое обеспечение и его цели. Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения
Тема 6 Стандартизация продукции в России

Понятие и виды стандарта Государственная система стандартизации (ГСС) РФ. Экономические проблемы стандартизации. Государственное управление стандартизацией в РФ. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
Тема 7 Сертификация продукции

Понятие и классификация признаков сертификации продукции. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Сертификация третьей стороной. Система сертификации. Понятие сертификата соответствия. Знак соответствия.
Тема 8 Защита прав потребителей товаров и услуг

Понятийный аппарат в области защиты прав потребителя. Зарубежный опыт регулирования защиты прав потребителя. Правовое обеспечение защиты прав потребителя в Российской Федерации. Государственное регулирование защиты прав потребителя в РФ. Общества защиты прав потребителя. Судебная защита потребителей. Виды юридической ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителя.
Тема 9 Планирование качества

Планирование как процесс управления качеством. Системный подход к планам качества. Средства планирования.
Тема 10 Всеобщее управление качеством

Основные этапы формирования принципов всеобщего управления качеством (TQM). Содержание концепции всеобщего управления качеством. Комплексное и тотальное управление качеством.
Тема 11 Деятельность государственных организаций в области качества
Роль государства в обеспечении качества продукции, работ, услуг. Деятельность и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Деятельность и функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
5. Образовательные технологии

В целях реализации компетентностного подхода аудиторные занятия планируются в рамках такой образовательной технологии, как личностно-ориентированный подход. Это позволяет учитывать как исходный уровень знаний студентов, так и существующие на факультете технические возможности обучения. Практические занятия проводятся в активной и интерактивной форме.

Модуль дисциплины формируется как лекционные занятия, работа в семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения экономических задач, анализа проблемных ситуаций, дистанционные занятия. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу бакалавров и руководство этой работой со стороны преподавателей.

Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, решение экономических задач, аналитическое изучение, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, создание перечня возможных экономических рисковых ситуаций и рекомендаций по разрешению этих рисков, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем. Итоговый контроль – зачет и экзамен.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

К самостоятельной работе студентов по дисциплине «Управление качеством» относятся их подготовка к практическим занятиям и написание докладов, рефератов (студентам предоставляется выбор) по каждой изученной теме.

Темы докладов и рефератов

1. Интеллектуальная собственность в системе менеджмента качества и конкурентоспособности.

2.Нематериальные факторы в обеспечении качества и конкурентоспособности: маркировка товаров, штриховое кодирование.

3. Российская премия в области качества.

4. Зарубежный опыт конкурсов и премий в области качества.

5. Особенности управления качеством в Японии.

6. Вклад К. Исикава в деятельность по обеспечению качества.

7. Опыт ведущих зарубежных фирм в области обеспечения и управления

качеством.

8. Управление качеством окружающей среды.

9. Применение международных стандартов ИСО серии 9000 на отечественных предприятиях.

10.Информационное обеспечение системы сертификации продукции.

11. Гражданско–правовые аспекты качества при изготовлении продукции.

12.Американские подходы к проблеме качества.

13.Опыт разработки и внедрения систем качества на отечественных предприятиях.

14.Информационное обеспечение потребителя по вопросам качества.

15.История стандартизации в России.

16. Экологическая сертификация.
Тесты

1. Все виды потребностей человека должны быть удовлетворены последовательно, от нижнего иерархического уровня ко все более высоким - это:


  1. прогресс

  2. принцип дефицита

  3. принцип прогрессии

  4. принцип иерархии

2. Факторы, обуславливающие большую неудовлетворенность, в основном связаны с внешними моментами по отношению к работнику, на которые он реально не может повлиять - это:


  1. безопасность

  2. заработная плата

  3. мотиваторы

  4. факторы гигиены
3. Создание продукции такого уровня качества, который удовлетворяет определенным требованиям, потребностям, запросам потребителя - это:

  1. управление качеством

  2. система менеджмента качества

  3. цель управления качеством

  4. жизненный цикл продукта
4. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы - это:

  1. процесс

  2. агрегат

  3. производство

  4. планирование
5. Модель оценки организации, претендующей на Премию Правительства РФ в области качества, состоит из следующих основных блоков - это:

  1. Возможности - Результаты

  2. Руководство – Процессы – Деловые результаты

  3. Объем производства - Выручка

  4. Ни одно из перечисленых
6. Объектом качества может быть:

  1. деятельность или процесс

  2. продукция

  3. организация, система или отдельное лицо

  4. любое из вышеперечисленных понятий
7. Совокупность ожидаемых потребителем параметров качества необходимого ему продукта и их значения, удовлетворяющие запросам потребителя, и будет составлять:

  1. ценность продукта

  2. стоимость продукта

  3. цену продукта

  4. потребительские свойства продукта
8. Несоответствие какого-либо параметра качества продукта требованиям потребителя - это:

  1. неисправность

  2. дефект

  3. поломка
9. Является ли индекс удовлетворенности потребителя инструментом для целенаправленного управления качеством:

  1. нет не является, т.к. не показывает потребительскую ценность продукции

  2. да является, т.к. помогает фокусировать внимание на совершенствовании продукции и услуг

  3. мог бы, если бы позволял оценить реальную структуру конкуренции

  4. нет, это не цифровой показатель
10. Самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и выполняются процессы управления, называется:

  1. управлением инновационной деятельностью

  2. технологией управления

  3. системой управления

  4. философией управления
11. Цикл управления проектом включает следующую последовательность этапов:

  1. разработка концепции проекта - реализации проекта

  2. выявление инновационной проблемы - поиск решения

  3. целеполагание - осуществление проекта

  4. планирование проектных мероприятий - контроль за ходом выполнения проекта
12. Сеть взаимосвязанных элементов внутри рассматриваемого объекта, которые работают совместно для достижения цели, стоящей перед объектом - это:

  1. конструкция

  2. система

  3. производственный процесс

  4. ни одно из перечисленного
13. Структура доходов и затрат производителя продукта на качество, описывается тремя основными моделями. Какая модель из нижепредставленых не является основной - это:

  1. «потери для общества»

  2. «планируй, проверяй, действуй»

  3. «стоимость процесса»

  4. «предотвращение, оценка, отказ»
14. Затраты на соответствие, представляющие собой расходы на выполнение процесса со 100%-ной эффективностью, т.е. минимальные затраты на выполнение процесса в соответствии с техническими условиями - это:

  1. производственные затраты

  2. неконформные затраты

  3. конформные затраты

  4. непроизводственные затраты
15. Согласно принципу «падение ради взлета» в каждой эволюции между двумя последовательными стадиями располагается «размытый период» который имеет три ключевых компонента. Итак: Критический период, когда дела идут все хуже, а фундаментальная ошибка ещё не известна - это:

  1. стадия подъема

  2. точка перелома

  3. стадия спада

  4. ни один из указанных
16. Совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые требования потребителя - это:

  1. качество

  2. стандарт

  3. потребительские свойства

  4. товар
17. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 - это:

  1. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

  2. Система менеджмента качества. Требования.

  3. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

  4. Руководство по управлению экономикой качества.
18. Подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены - это:

  1. валидация

  2. испытание

  3. анализ

  4. верификация
19. Системы менеджмента качества (СМК) - это:

  1. все перечисленные

  2. система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству

  3. комплекс четко взаимосвязанных административных процедур (правил организации), разработанных в соответствии с государственными стандартами в области качества, охватывающий все сферы деятельности организации, обеспечивающий бездефектное её функционирование.

  4. управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.
20 Основой современной философии качества может считаться – программа менеджмента качества выдвинутая Э.Демингом - в:

  1. 1950 году

  2. 1942 году

  3. 1992 году

  4. 1928 году
Ключ к тестам

вопроса

Правильный ответ

вопроса

Правильный ответ

1

3

11

1

2

4

12

2

3

3

13

2

4

1

14

3

5

1

15

3

6

4

16

1

7

1

17

3

8

3

18

4

9

2

19

2

10

4

20

1

Контрольные вопросы

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» Институт промышленных технологий и инжиниринга Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» для специальности Управление качеством Тюмень 2010

3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 Цели и задачи дисциплины Изучаемый студентами курс «Управление качеством» параллельно с другими специальными дисциплинами отражает специфику профессиональных проблем и закладывает: - основы знаний производственных отношений и принципов управления качеством продукции с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; - практические навыки по использованию методов решения задач на определение оптимальных соотношений параметров качества и надежности различных техногенных систем при их проектировании, доводке, при организации технологической подготовки производства, при подготовке и освоении экспериментального и серийного производства; - понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, основных проблем управления качеством продукции и обеспечения рыночной конкурентоспособности сложных технических систем, видение взаимосвязи этих проблем с уровнем развития менеджмента конкретного предприятия и отрасли в целом; -способности к проектной деятельности в сфере организации системы и управления качеством продукции на основе системного подхода, умения строить и использовать модели для описания и прогнозирования уровня качества проектируемых сложных техногенных систем, осуществлять их качественный и количественный анализ; - способности к обоснованию управленческих решений с учетом современных концепций менеджмента качества и рационального использования ресурсов. Основная цель изучения дисциплины научить студентов подходам к разработке систем управления качеством сложных техногенных систем на стадии их проектирования, доводки и освоения экспериментального и серийного производства на базе комплекса знаний в области теоретических основ и современной практики обеспечения качества. Основной задачей дисциплины является понимание качества как фактора успеха предприятия в условиях рыночной экономики, овладение методологией и терминологией управления качеством, знаниями рекомендаций российских и международных стандартов по обеспечению качества на предприятиях, о процедурах сертификации продукции и систем управления качеством, овладение профессиональными подходами к проектированию систем обеспечения качества и организации управления качеством продукции. Данной дисциплина связана со следующими курсами: математика и экономика, организация производства на предприятии, менеджмент. 2 Требования к уровню освоения дисциплины В процессе обучения студенты должны иметь понятие - о сущности экономических явлений и процессов; - об истории управления качеством; - о содержании современных подходов к управлению качеством. знать: - методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем; - рекомендации российских и международных стандартов серии ИСО 9000 по обеспечению качества продукции;

4 - особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основные этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента; - современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции, используемые на различных этапах еѐ жизненного цикла; - процедуры сертификации продукции и систем управления качеством. уметь: - использовать вероятностно статистические методы оценки качества сложных техногенных систем и изменения качества продукции в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла; - правильно производить выбор вероятностно статистических законов распределения для корректных оценочных расчетов уровня качества и надежности работы различных техногенных систем; - использовать методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах от проектирования до серийного производства продукции; - проводить структурный и функциональный анализ качества сложных техногенных систем с различными схемами построения с использованием вероятностных методов; - применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных техногенных систем; - проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов; владеть: - основными методами оценки качества промышленной продукции; - специальной терминологией дисциплины. Рабочая программа составлена на 218 часов максимальной нагрузки, в том числе на 198 часов обязательных аудиторных занятий (из них 80 часов практические занятия) и 20 часов самостоятельной учебной нагрузки. Форма промежуточной аттестации зачет.

5 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Раздел дисциплины Часы всего В том числе (часов) Сам. работа Ауд. занятия Лекции Практические работы и семинарские занятия Тема 1 Предмет и область управления качеством Тема 2 Методологические основы управления качеством Тема 3 Содержание современных подходов к управлению качеством Тема 4 Управление качеством в процессе проектирования и разработок Тема 5 Управление качеством в процессе закупок Тема 6 Управление качеством в процессе производства и обслуживания Тема 7 Управление затратами на обеспечение качества Тема 8 Сертификация продукции и систем качества Итого Форма промежуточной аттестации - зачет

6 Содержание разделов дисциплины Тема 1 Предмет и область управления качеством Конкурентная среда рыночной экономики как стимул развития менеджмента качества. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. Комплексность понятия качества, характеризующего эффективность различных сторон деятельности предприятия. Современные подходы к определению содержания категории «качество». Методы управления качеством. Классификация методов управления качеством. Формирование и развитие научных школ управления качеством. Семинарское занятие 1 Основные составляющие качества деятельности организации (2 ч.) Тема 2 Методологические основы управления качеством Системный подход к организации системы управления качеством на предприятии. Методы моделирования систем управления качеством. Принятие управленческих решений в области качества. Формирование обобщенной оценки уровня качества при многокритериальной оценке. Понятие интегрального качества. Уровни управления качеством. Принципы и функции управления качеством. Содержание современных подходов к управлению качеством. Семинарское занятие 2 Основные отличия российской, японской и американской школ управления качеством. (2 ч) Тема 3 Содержание современных подходов к управлению качеством Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством в отечественной и зарубежной практике. Основные положения концепции всеобщего управления качеством. Краткая характеристика МС ИСО серии 9000:2000. Содержание процессного подхода к управлению качеством. Концепция постоянного улучшения. Проектирование системы управления качеством на предприятии Семинарское занятие 3 Концепция постоянного улучшения качества.(2 ч) Тема 4 Управление качеством в процессе проектирования и разработок Влияние процесса проектирование и разработки на качество конечного продукта деятельности предприятия. Основные элементы процесса проектирования и разработки. Методы управления качеством в процессе проектирования и разработки. Практическая работа 1 Метод развертывания функций качества. (2 ч) Тема 5 Управление качеством в процессе закупок Элементы управления качеством в процессе закупок. Методы оценки возможностей поставщиков. Содержание и виды входного контроля качества. Формирование системы партнерских отношений с поставщиками. Практическая работа 2 Методы оценки возможностей поставщиков.(2 ч)

7 Тема 6 Управление качеством в процессе производства и обслуживания Функции управления качеством, реализуемые в процессе производства и обслуживания. Факторы, формирующие качество в процессе производства и обслуживания. Классификация и содержание видов контроля качества. Статистические методы контроля качества. Система показателей качества продукции и методы их определения. Практическая работа 3 Методы контроля качества выпускаемой продукции (2 ч) Тема 7 Управление затратами на обеспечение качества Этапы формирования и виды затрат на качество продукции. Информационная база анализа затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество продукции. Анализ брака и потерь от брака. Экономическая эффективность новой продукции. Практическая работа 4 Методы анализа затрат на качество продукции(2 ч) Тема 8 Сертификация продукции и систем качества. Понятие сертификации продукции. Преимущества сертификации продукции. Этапы проведения сертификации систем качества. Международная практика сертификации. Практическая работа 5 Этапы проведения сертификации продукции(3 ч)

8 Вопросы для подготовки к зачету 1. Конкурентная среда рыночной экономики как стимул развития менеджмента качества. 2. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. 3. Комплексность понятия качества, характеризующего эффективность различных сторон деятельности предприятия. 4. Современные подходы к определению содержания категории «качество». 5. Методы управления качеством. 6. Классификация методов управления качеством. 7. Формирование и развитие научных школ управления качеством. 8. Системный подход к организации системы управления качеством на предприятии. 9. Методы моделирования систем управления качеством. 10. Принятие управленческих решений в области качества. 11. Формирование обобщенной оценки уровня качества при многокритериальной оценке. 12. Понятие интегрального качества. 13. Классификация уровней управления качеством. 14. Принципы и функции управления качеством. 15. Содержание современных подходов к управлению качеством. 16. Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством в отечественной и зарубежной практике. 17. Основные положения концепции всеобщего управления качеством. 18. Краткая характеристика МС ИСО серии 9000: Содержание процессного подхода к управлению качеством. 20. Концепция постоянного улучшения. 21. Влияние процесса проектирование и разработки на качество конечного продукта деятельности предприятия. 22. Методы управления качеством в процессе проектирования и разработки. 23. Элементы управления качеством в процессе закупок. 24. Методы оценки возможностей поставщиков.

9 25. Содержание и виды входного контроля качества. 26. Формирование системы партнерских отношений с поставщиками. 27. Функции управления качеством, реализуемые в процессе производства и обслуживания. 28. Факторы, формирующие качество в процессе производства и обслуживания. 29. Классификация и содержание видов контроля качества. 30. Статистические методы контроля качества. 31. Система показателей качества продукции и методы их определения. 32. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции. 33. Информационная база анализа затрат на качество продукции. 34. Методы анализа затрат на качество продукции. 35. Методы анализа брака и потерь от брака. 36. Понятие сертификации продукции. Преимущества сертификации продукции. 37. Этапы проведения сертификации систем качества. 38. Международная практика сертификации.

10 Список рекомендуемой литературы Основная 1. Салимова Т.А. Управление качеством. М.: Омега-Л, с. 2. Управление качеством: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др..; Под ред. С.Д. Ильенковой. М.:ЮНИТИ-ДАНА, с. 3. Мазур И.И. Управление качеством. М.: Высшая школа, с. Дополнительная 1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М, с. 2. Басовский Л.Е. Управление качеством. -М. :ИНФРА-М, с. 3. Миронов М.Г. Управление качеством. - М.: Проспект, с. 4. Никифоров А.Д. Управление качеством. М.: Дрофа, с. 5. Чупилин А.И. Управление качеством. М.: Дашков и К, с.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ Воткинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ

Пояснительная записка (методические указания) 1.1. Требования к студентам Для усвоения дисциплины необходимы знания основ экономической теории, теории и организации, стратегического менеджмента, инвестициями,

МИНИСТЕРСТВО ОБРБАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЧЕБНО- НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВО направления 38.03.01 Экономика. Рабочая программа одобрена на Ученом совете МИСАО Протокол 3 от 22.11.2015 г. 2 Автор(ы) рабочей программы Доцент кафедры

2 1. Цели и задачи дисциплины Основная цель изучения дисциплины «Управление качеством» состоит в том, чтобы подготовить будущих специалистов: - к пониманию разнообразия окружающего множества объектов,

Вопросы для собеседования для поступления в магистратуру по направлению «Управление качеством» 1. Конкурентная среда рыночной экономики как стимул развития менеджмента качества. 2. Взаимосвязь общего менеджмента

Аннотация дисциплины УПРАВЛЕНИЕКАЧЕСТВОМ Программа курса «Управление качеством» направлена на усвоение специфики управления особым объектом качеством выпускаемой продукции. Основные цели преподавания дисциплины:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ

Содержание 1. Цели и задачи освоения дисциплины 4 2. Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата 4 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 4 4. Содержание и структура дисциплины 6

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки экономиста-менеджера по специальности 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ дисциплины «Управление качеством» по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» 1) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

2 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Надежность технических систем и техногенный риск» состоит в том, чтобы дать знания по основам оценки надежности технических систем; познакомить с

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева Кафедра «Кораблестроение

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет» УТВЕРЖДАЮ Ректор учреждения образования «Белорусский государственный Экономический университет» В.Н. Шимов 2015 г. Регистрационный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА- ЦИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский государственный нефтегазовый университет Гуманитарный

ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным направлениям и Положением

1 Содержание 1 Требования к уровню подготовки (компетенциям) поступающего в магистратуру (знания, умения, владения) 3 2 Перечень дидактических единиц и вопросов для вступительного испытания (собеседования)

Пояснительная записка. В условиях жесткой конкуренции на рынке труда предпочтение отдается специалисту, имеющему хорошую базовую подготовку и владеющему методологическими вопросами управления качеством,

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

Рабочая программа дисциплины «Б.1.В.ДВ.1.2 Управление качеством» /сост. В.Б. Дудоров - Оренбург: ОГУ, 2015 Рабочая программа предназначена студентам очной формы обучения по направлению подготовки 27.03.04

1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Методы принятия 1.2. Трудоёмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения: - 108 часа (ЗЕТ 3) из них: лекций 23 час. лабораторных занятий

2 1. Цели и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» является изучение теоретических и практических аспектов процесса разработки, планирования, принятия,

Аннотация основной профессиональной образовательной программы по направлению 27.03.02 Управление качеством Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная Профиль подготовки Управление

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Оглавление ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5 2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 5 3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ

2 1. Цели и задачи дисциплины. Цель изучения дисциплины «Управление рисками, системный анализ и моделирование» - дать знания по основам системного подхода к управлению рисками в техносфере, познакомить

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий

1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Рабочая программа учебной дисциплины «Управление качеством» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшего

СОДЕРЖАНИЕ. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели освоения дисциплины: формирование у студентов представления о сфере профессиональной деятельности, еѐ месте и роли в общественном производстве, о требованиях,

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. ШУХОВА» (БГТУ

2 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели освоения дисциплины: дать комплекс теоретических и практических знаний в области содержания, базовых концепций и научного инструментария финансового менеджмента,

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

2 1. Цели и задачи дисциплины Эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики неразрывно связана с профессиональной подготовкой специалистов в области менеджмента. Специалист менеджер

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

2 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели освоения дисциплины: формирование аналитического мышления и комплексного подхода к познанию явлений хозяйственной деятельности организации; ознакомление

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИТИЯ» Направление подготовки 43.03.03 Гостиничное дело Квалификация (степень) БАКАЛАВР Профиль подготовки - гостиничная деятельность

2 1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Анализ данных» является освоение методов анализа результатов реализации математических моделей, проектируемых с помощью вычислительной техники.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО «УЛЬЯНОВСКАЯ ГСХА» ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

2 1. Цели и задачи модуля Цель изучения модуля «Теория и методология исторической науки» профессиональная подготовка аспирантов и соискателей, ориентированная на развитие общекультурных и профессиональных

2 1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексных представлений о системе таможенных органов в Российской Федерации, их видах и правовых механизмах их

Пояснительная записка Изучение дисциплины «Научная организация и оплата труда в здравоохранении» предусматривает 72 часа, в том числе 4часа лекций и 6 часов семинарских занятий, 58 часов самостоятельной

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

1. Цели и задачи дисциплины Рабочая программа по дисциплине Система качества продукции на предприятии АПК разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО, компетентностным подходом, реализуемым в системе

1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель дисциплины: сформировать у студентов комплекс знаний, умений и навыков управления, когда предприятия и организации вынуждены принимать стратегические

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Институт

1. Цели и задачи дисциплины На этапе становления рыночных отношений российской экономике потребовались менеджеры, способные эффективно и творчески работать в новых условиях и при этом сочетать лучшие качества

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ИМЕНИ Ю.А.СЕНКЕВИЧА (ГАОУ ВПО МГИИТ ИМЕНИ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство морского и речного транспорта Омский институт водного транспорта -филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОСТРОМСКАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Управление качеством» (П. Б.3.02.08) для направления подготовки бакалавров 210100.62 Электроника и наноэлектроника 2 Цели и задачи дисциплины Управление качеством имеет

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 «УПРАВЛЕНИЕ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ Направление 27.04.02 «Управление качеством», программа «Управление качеством товаров и услуг

Аннотация учебной дисциплины «Управление качеством» для слушателей программы профессиональной переподготовки «Результативный маркетинг» Автор: Рыкалина Ольга Владимировна Пояснительная записка 1. Краткая

НЕГОСДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»

Факультет мировой экономики и международной торговли

Кафедра Менеджмента

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Разработана в соответствии с ФГОС ВПО

080200.62 – «Менеджмент»

Профиль подготовки

«­­Международный менеджмент»

Для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения

Квалификация выпускника – бакалавр менеджмента

Москва

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета

Протокол № 5 от 01.01.2001 г.

Данную программу разработал д. в.н., профессор кафедры Менеджмента НОУ ВПО ИМЭС.

Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения.

Разработана в соответствии с ФГОС ВПО.

на заседании кафедры Менеджмента

НОУ ВПО ИМЭС

Протокол № 2 от 01.01.2001 г.

Аннотация

«Управление качеством»

Дисциплина «Управление качеством» изучает методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления качеством товаров и услуг, исходя из концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM).

Программа учебной дисциплины «Управление качеством» предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной форм, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент».

Аннотация рабочей программы составлена на основании Федерального государственного образова­тельного стандарта третьего поколения по направлению 080200.62 «Менеджмент» для дисциплины вариативной части профессионального цикла профиля «Международный менеджмент» изучается в вариативной части профессионального цикла (Б3).


1. Цель и учебные задачи дисциплины

Целью курса «Управление качеством» является:

· формирование у студентов комплекса знаний теоретических основ и первичных прак­тиче­ских навыков по методологии, методике и технологии управления качеством продукции (товаров и услуг), методологии анализа и планирования качества, его технического, организационного и информационного обеспечения , а также функций координации и контроля в процессе функциони­рования системы качества, знаний основных положений международных стандартов ИСО 9000 (ISO – International Standard Organization) в обеспечении качества и его сертификации.

· подготовка бакалавра – менеджера среднего зве­на, владеющего основами управления качеством как непременной составляющей общего управле­ния социально-экономической организацией.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

· управления качеством продукции (товаров и услуг) на разных этапах жизненного цикла проекта – от создания до реализации;

· выбора наиболее эффективных путей форми­ро­вания системы качества, осуществления его контроля и совершенствования;

Процесс изучения дисциплины направлен на углубление формирования следующих компетенций:

ПК-3,23,30,31.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· показатели качества и методы их оценки (установления);

· основные требования Международных стандартов качества серии ИСО 9000;

· формирование и функционирование системы качества предприятия (организации);

· методологию разработки документации по качеству и системы качества;

· общие принципы сертификации продукции (товаров и услуг);

· домашние задания;

· подготовка докладов, рефератов, выступлений;

· подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

· промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Итоговый контроль знаний по дисциплине:

· Экзамен

Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины «Управление качеством» используются следующие образова­тельные технологии:

Стандартные методы обучения:

· Лекции;

· Семинарские занятия;

· Компьютерные занятия;

· Домашние работы;

· Расчетно-аналитические задания;

· Самостоятельная работа студентов, в которую включается освоение статистических методов анализа информации и интерпретации резуль­татов;

· Консультации преподавателей.

Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий.

Основными составляющими интерактивного обучения являются интерактивные методы:

· Творческие задания

· Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста)

· Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео - и аудиоматериалами)

· Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

6. Лабораторный практикум

не предусмотрен.

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

не предусмотрена

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Басовский качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Дмитриев социально-экономической организацией. Учебное пособие. – М.: ИМЭС, 2008.

2. Ефимов и методы управления качеством: Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2009.

3. Тепман качеством [Электронный ресурс] учеб. пособие / Под ред. – М.: Юнити-Дана, 20с. - Режим доступа: http://www. *****/book/452/

4. Шевелева качеством: современные подходы и методы: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 223 с. – 25 экз.

5. Управление качеством. [Электронный ресурс] учеб. пособие. 4-е изд. – М.: Юнити-Дана, 20с. – Режим доступа: http://www. *****/book/452/

Периодические издания

1. Журналы «Стандарты и качество»

2. Журналы «Стандарты и мониторинг в образовании»

3. Журналы « Методы менеджмента качества»

Образовательные и профессиональные ресурсы удаленного доступа

6. http://www. qaulity. *****/ – информационный портал поддержки управления качеством в образовании

7. http://www. eqc. *****/ – Европейский фонд качества

8. http://www. *****/ – Ассоциация Деминга

9. http://*****/ – Ассоциация «6-сигм»

10. http://www. *****/ – центр «Приоритет»

11. http://www. *****/ - Российский сайт, посвящен-ный ISO 9000, вопросам менеджмента качества и сертифи-кации. Сайт содержит разделы: библиотека, менеджмент качества, инструментарий качества, терминология качест-ва, новости и другие

12. http://www. *****/ - Издательство «Стандарты и ка-чество»

13. http://www. *****/vok. php - Программа «Российское качество»

14. http://rc. *****/rc/ - Исследовательский центр про-блем качества подготовки специалистов

15. http://www. *****/ - Портал о стандартах

16. http://quality. *****/ - Материалы по ИСО 9001:2000. Материалы по разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента качества.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специально оборудованные кабинеты и аудито­рии: компьютерные классы, аудитории, оборудован­ные мультимедийными средствами обучения.

В рамках изучения курса предусматривается:

· текущий контроль , проводимый в виде дискуссий по тематическим вопро­сам на лекциях, а также в форме докладов (рефератов) и выступлений на семинарах.

· итоговая аттестация проводится в виде зачета, проводимого в форме компьютерного тестиро­вания. Для получе­ния итоговой аттестации по курсу на зачете студент должен посещать за­нятия и проявлять активность в аудитории. Непосредственно в ходе зачетного тестирования требуется ответить на пятнадцать-двадцать вопросов, сопровождаемых ответами, построен­ными по выборочному принципу.

Примерный перечень вопросов

для подготовки к зачету

1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития систем управления качеством.

2. Изложите сущность комплексного управления качеством.

3. Что представляет собой петля качества продукции?

4. В чем заключается суть понятия «спираль качества»?

5. Каковы цели и области применения структурно-функционального анализа?

6. Каковы цели функционально-стоимостного анализа?

7. Какие принципы лежат в основе функционально-стоимостного анализа?

8. Назовите основные цели всеобщего управления качеством.

9. В чем заключаются преимущества системы всеобщего управления качеством?

10. Каковы цели, задачи и роль стандартизации в управлении качеством?

11. Каковы классификация и виды стандартов?

12. Каковы назначения и структура системы международных стандартов ИСО серии 9000?

13. Каковы общие черты и различия в положениях стандартов ИСО серии 9000 и концепции TQM?

14. Каковы законодательные основы стандартизации в Российской Федерации?

15. Какова роль сертификации в управлении качеством и каковы ее преимущества с точки зрения производителей, потребителей и экономики в целом?

16. Каковы цели добровольной и обязательной сертификации?

17. Дайте классификацию видов сертификации.

18. Каковы типовые схемы и типовые процедуры сертификации?

19. Каковы особенности системы сертификации в России?

20. Какова законодательная база сертификации в России?

21. В чем заключается специфика экономики управления качеством?

22. Как определяется экономический эффект и экономическая эффективность изменения качества?

23. Из каких составляющих складываются расходы на качество?

24. Из каких составляющих складываются суммарные потери от внутреннего брака?

25. В чем заключаются особенности современной стратегии фирмы в области затрат на качество?

Темы рефератов

1. Качество продукции как фактор конкурентоспособности.

2. Эволюция парадигмы управления качеством.

3. Роль управления качеством в общей системе менеджмента.

4. Современная концепция управления качеством.

5. Зарубежный и отечественный опыт управления качеством.

6. Проблемы внедрения концепции TQM в деятельность организации.

7. Показатели качества и методы их определения.

8. Особенности японской системы управления качеством.

9. Основные направления в области управления качеством.

10. Формирование стратегии и тактики фирмы в создании качества.

11. Кружки качества, их роль и особенности деятельности.

12. Коллективные формы участия в совершенствовании качества. Формы мотивации персонала к постоянному повышению качества работы.

13. Петля и спираль качества как организационно-методические принципы обеспечения и управления качеством.

14. Функционирование системы обеспечения качества.

15. Функционально-стоимостный анализ в управлении качеством.

16. Роль и назначение стандартизации в обеспечении качества.

17. Организационно-правовые основы стандартизации в России.

18. Международная стандартизация как инструмент обеспечения качества.

19. Сертификация в системе обеспечения качества.

20. Организационно-правовые основы сертификации в России.

Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.15 Управление качеством

для студентов, обучающихся по специальности

43.02.02 Парикмахерское искусство

(углубленная подготовка)

Пенза 201___

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования

43 02 02 Парикмахерское искусств

Разработчик:

С.Н.Потапова,преподаватель спец.дисциплин

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 15 Управление качеством

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: : является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель, задачи и предмет дисциплины «Управление качеством» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по перечисленным специальностям.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать :

Методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем;

Особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основных этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента;

Современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции сложной техногенной продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла: от этапов её проектирования, разработки и создания опытных образцов до серийного производства и эксплуатации;

Процедуры сертификации продукции и систем управления качеством.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Использовать вероятностно-статистические методы оценки уровня качества сложных техногенных систем и изменения качества в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла;

Правильно производить выбор вероятностно-

статистических законов распределения для корректных оценочных расчетов уровня качества и надежности работы различных техногенных систем;

Использовать методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах

От проектирования до серийного производства продукции;

Применять методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах: от проектирования до серийного производства продукции;

Проводить структурный и функциональный анализ качества сложных техногенных систем с различными схемами построения с использованием вероятностных методов;

Применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных техногенных систем;

Проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов.

Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг

ПК 1.5. Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу

ПК 2.3. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) и степени сложности с учетом актуальных тенденций моды.

ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды

максимальная учебная нагрузка обучающегося 84 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 28 чаов;

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 15 Управление качеством

Тема 1.1.

Понятие качества. Основные термины и определения .

    Термины и определения; философия качества; аспекты управления качеством; концепции предпринимательства и качества;

    Системный и процессный подходы к управлению качеством; зарубежный и отечественный опыт внесистемного и системного решения проблемы управления качеством; основные этапы развития управления качеством.

2235

Практическое занятие:

    Определение номенклатуры показателей качества продукции. (на примере парикмахерских услуг).

    Определение номенклатуры показателей качества продукции зарубежного опыта

Самостоятельная работа:

    Подготовка глоссария.

    Ответы на вопросы.

Тема 1.2.

Качество как объект управления.

    Управление качеством, обеспечение качества, общее руководство качеством,

    Функции управления качеством.

Практическое занятие:

1. Управление качеством, обеспечение качества, общее руководство качеством(на примере парикмахерской)

Самостоятельная работа:

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 1.3.

Показатели качества и их оценка.

    Понятия: признак, свойство и показатель качества продукции, взаимосвязь этих понятий; классификация и номенклатура показателей качества; показатели безопасности,

    Показатели безопасности назначения, надежности, транспортабельности, эргономичности и эстетичности, технологичности и потребления ресурсов и др.

Практическое занятие:

    Оценка уровня качества услуг. (на примере парикмахерской)

    Оценка уровня качества продукции.

Самостоятельная работа:

1. Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Раздел 2:Управление качеством в организации

Тема 2.1 . Учет и анализ затрат на качество.

1.Определение оптимального уровня цены и качества продукции; цепочка формирования затрат и создания стоимости продукции;

2.Классификация затрат на обеспечение качества продукции.

Практическое занятие:

1.Разработка систем качества на предприятии.

2.Определение характеристики деятельности организации.

3. Оценка затрат на качество.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.2. Методология управления качеством.

    Обеспечение безопасности и качества на основных этапах жизненного цикла: прогнозирование технического уровня и качества, управление качеством при разработке, качество технической и технологической документации, постановка на производство, 10 технологическая подготовка производства, качество сырья, оборудования и средств измерений, техническое оснащение производства,

    Контроль основных факторов подготовки и обеспечения качества, технологическое обеспечение качества, контроль качества и испытания; качество при транспортировании, хранении, эксплуатации (потреблении) и ремонте; система управления качеством, петля качества, ее основные этапы.

Практическое занятие:

1.Определение экономического эффекта от повышения качества.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.3. Статистические методы оценки и контроля качества

    Контроль качества, классификация видов контроля качества, основные функции статистических методов контроля качества, семь инструментов качества: графики, контрольные листки и гистограммы, диаграмма разброса, стратификация.

Практическое занятие:

1.Изучение статистических методов контроля качества.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.4. Комплексные системы управления качеством

    Создание комплексных систем управления качеством, основные этапы внедрения системы менеджмента качества на предприятии.

    Особенности внедрения и функционирования систем менеджмента качества на предприятиях различных отраслей.

Практическое занятие:

1.Изучение нормативно-правовой базы обеспечения качества.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.5.

Международная стандартизация и сертификация

    Международная организация по стандартизации ISO, нормативно-правовое обеспечение комплексных систем управления качеством; состав стандартов ИСО серии 9000..

Практическое занятие:

1.Изучение инновационных технологий в управлении качеством.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Всего

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета медико-биологических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект учебно-наглядных пособий

Плакаты

Технические средства обучения:

Компьютеры с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;

Мультимедиапроектор;

Интерактивная доска;

Принтер, сканер, модем, плоттер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

1. Управление качеством - И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, учебное пособие, 400 с., Издательство: Омега-Л, 2012 г.

2. Управление качеством - В. А. Деева, Н. А. Кобиашвили, Б. А. Кобулов, учебное пособие, 104 с., Издательство: Юриспруденция, 2013 г.

3. Управление качеством - Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан, учебник, 708 с., Издательство: Дашков и Ко, 2013 г. 4. Управление качеством - В. П. Мельников, В. Г. Смоленцев, А. Г. Схиртладце, учебник, 352 с., Издательство: Академия, 2012 г.

5. Управление качеством - Ю. Т. Шестопал, В. Д. Дорофеев, Н. Ю. Шестопал, Э. А. Андреева, учебное пособие, 336 с., Издательство: Инфра-М, 2013 г.

Интернет-ресурсы:

www . newsalon . ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Р езульт а ты ( о с в оен ны е о б щи е комп е тен ц и и )

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Использовать вероятностно-статистические методы оценки уровня качества сложных техногенных систем и изменения качества в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла;

От проектирования до серийного производства продукции;

Применять методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах: от проектирования до серийного производства продукции;

Применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных техногенных систем;

Проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа, зачеты

Методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем;

Особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основных этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента;

Современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции сложной техногенной продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла: от этапов её проектирования, разработки и создания опытных образцов до серийного производства и эксплуатации;

Процедуры сертификации продукции и систем управления качеством

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

реферат, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, проект

    1. Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Факультет информационных технологий и вычислительной техники

Программа дисциплины «Управление качеством в информационных системах»

для направления подготовки 221400.62 «Управление качеством»

Одобрена на заседании кафедры

«___»____________ 201 г.

Зав. кафедрой ______________ В.Н. Азаров

Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «___»_____________201 г.

Ученый секретарь __________ В.П. Симонов

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 221400.62 «Управление качеством», изучающих дисциплину «Управление качеством в информационных системах».

Программа разработана в соответствии с:

    Образовательной программой направления 221400.62 «Управление качеством».

    Рабочим учебным планом университета по направлению 221400.62 «Управление качеством».

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Управление качеством в информационных системах» являются:

    Изучение базовых понятий и принципов управления качеством информационных систем.

    Современные формы управления качеством информационных систем.

    Освоение методик управления качеством информационных систем в решении задач информатизации систем.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать теоретические и методологические основы и принципы управления качеством информационных систем;

    Иметь представление о жизненном цикле информационной системы и основных этапах в ее построении, организации процесса внедрения информационной системы.

    Уметь пользоваться нормативными и инструментальными средствами управления качеством в информационных технологиях.

    Иметь навыки (приобрести опыт) по современным, перспективным подходам, теоретическим и методологическим основам управления качеством в информационных системах, основным понятиям в этой сфере.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Получает знания и способность осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества.

Получает знания, осваивает методы и методики.

Лекции, практические занятия.

Получает способность применять инструменты для внедрения информационных систем.

Получает способность применять инструменты внедрения ИС.

Практические занятия.

Приобретает способность применять знание принципов и методов разработки и правил применения нормативно-технической документации по обеспечению качества информационных систем.

Приобретает способность применять знание.

Практические занятия, самостоятельная работа

Приобретает способность участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества.

Приобретает способность участия в проведении корректирующих и превентивных мероприятий

Практические занятия

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку специальных дисциплин в образовательной программе направления 221400.62 «Управление качеством».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

    Средства и методы управления качеством.

    Статистическое управление качеством.

    Информатика и вычислительная техника.

    Базы данных.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    Знать теоретические и методологические основы управления качеством продукции и услуг.

    Знать основные методы средства обеспечения качества информационных систем.

    Уметь пользоваться инструментальными средствами управления качеством в условиях обеспечения качества информационных систем.

    Иметь представление о базовых принципах ITSM, структуре стандартов серии ISO 9000, ISO 2000, основных статистических методах в управлении качеством.

    Уметь пользоваться инструментальными средствами управления качеством и обеспечения качества информационных систем.

    Обладать навыками профессиональной аргументации при разборе ситуаций в сфере международной сертификации систем качества и аудита качества.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    Технология и организация производства продукции и услуг.

    Управление качеством в информационных системах.

    Проведение испытаний и испытательное оборудование.

    Управление процессами.

  1. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Практические занятия

Роль и место информационных систем в управлении качеством

Традиционные IT стандарты

Жизненный цикл информационных систем

Управленческие информационные системы

Информационные системы поддержки производства

Организация процесса внедрения информационных систем