«Всеволод Бобров» выведен из эллинга на открытый стапель. Знакомство с судном тылового обеспечения "эльбрус"

Головное судно обеспечения проекта 23120 "Элбюрус" / Фото: oaoosk.ru

Головное судно тылового обеспечения ледового класса проекта 23120 "Эльбрус" войдет в состав Военно-морского флота РФ в 2017 году, говорится в материалах судостроительного завода "Северная верфь".

Как сообщил журналистам генеральный директор завода "Северная верфь" Алексей Селезнев, "корабли этой серии будут переданы заказчику в контрактные сроки". Он отметил, что судно "Эльбрус" в настоящее время проходит испытания, сообщает РИА Новости .

"Головное судно "Эльбрус" проходит сейчас испытание пока в акватории Балтийского моря, в декабре планируется продолжение испытаний на севере", — сказал он.


Головное судно обеспечения проекта 23120 "Элбюрус" / Фото: oaoosk.ru


Техническая справка

Многофункциональное судно тылового и поисково-спасательного обеспечения на базе проекта 23120 . Группа - морские суда обеспечения. Класс – морские транспортные суда. Подкласс – судно тылового и поисково-спасательного обеспечения.

Головное судно обеспечения "Элбюрус" / Фото: sdelanounas.ru

Назначение судна : - погрузка, хранение, транспортировка и передача сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки, суда; - буксирное обеспечение, оказание помощи кораблям и судам, терпящим бедствие; - обеспечение проведения аварийно-спасательных работ.

Район плавания : неограниченный в соответствии с классом Российского Морского Регистра Судоходства.

Условия эксплуатации – круглогодично, в соответствии со знаком категории ледовых условий в символе класса судна. Общее расположение и архитектура Однопалубное судно, с винто-рулевыми колонками, рубкой в носу, обладающее свободной площадью палубы в кормовой части, двойным дном и двойными бортами в районе грузовых цистерн, носовым подруливающим устройством.

Судно должно иметь свободную площадь верхней палубы (не менее 700 кв.м.) для размещения генерального груза, мобильных спасательных средств в контейнерном исполнении, рубкой для управления судном с кормы, надстройку, расположенную в носу.

На судне для размещения экипажа предусматриваются одноместные или двухместные каюты. Для размещения специалистов, по обслуживанию устанавливаемого на судне оборудования предусматриваются двухместные каюты на 16 человек. Для размещения спасенных предусматривается салон или четырехместные каюты на 25-30 человек.

Для жизнедеятельности и отдыха экипажа на судне предусматриваются помещения различного назначения, в том числе салон - столовая, помещение бытового обслуживания, помещение рабочей одежды, санитарная каюта, курительное помещение, кладовые и т.д. Корпус судна проектируется на класс ледовых усилений Arc4 Правил РМРС.

Тактико-технические показатели


Длина наибольшая, м около 90
Ширина наибольшая, м около 22
Осадка наибольшая, м
около 9
Водоизмещение полное, т около 9700
Дальность плавания, миль около 5000
Автономность (по запасам провизии), суток около 60
Экипаж, чел 27
Спецперсонал, чел 16
Водоизмещение, т около 4000
В состав дедвейта входят:
генеральный груз, т 2000
другие грузы (судовые запасы, ЗИП и др.), т 2000
Энергетическая установка дизель-электрическая
Мощность, МВm не менее 15
Скорость хода, узлов не менее 18



МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ
, Юрий Иванов

www.сайт
21

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Соколы России Новости Подробнее


25.05.2016 (23:17)

Завершаются испытания энергетической установки на головном судне проекта 23120 «Эльбрус»

Северная верфь завершает испытания главной энергетической установки головного судна тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус» для Министерства обороны РФ — оборудование работает исправно.

Энергетическая установка состоит из четырех дизель-генераторов. Пуск главных двигателей, нагрузочное тестирование стояночного и аварийного дизель-генераторов, пуско-наладка котлов, предназначенных для обогрева судна — заключительный этап швартовных испытаний «Эльбруса», проходящих у достроечной набережной Северной верфи. После окончания швартовных судно уйдет на заводские ходовые испытания.

«Эльбрус» имеет значительные технические преимущества перед другими судами снабжения. Общая мощность главных дизель-генераторов (18 400 кВт) позволит ему перевозить 2 тысячи тонн полезного груза по чистой воде со скоростью не менее 18 узлов, а ледовый класс (ARC4) - ходить в арктических морях круглый год.

«Эльбрус» соответствует классу автоматизации А1, который означает, что судно может обслуживаться минимальным количеством личного состава. «Эльбрус» обладает повышенной маневренностью благодаря носовым подруливающим устройствам, что позволит ему доставлять грузы на корабли в открытом море и в гавани, в которые суда, используемые сегодня военно-морским флотом, зайти не могут. Высокую производительность погрузо-разгрузочных работ на его борту обеспечат электрогидравлические краны грузоподъемностью 50 тонн. На действующих судах кранов с такой большой грузоподъемностью достаточно мало.

«Эльбрус» способен не только транспортировать и перегружать сухие грузы, он обладает функциями буксира и спасателя, может помогать терпящим бедствие кораблям и судам. С этой целью на нем предусмотрены помещения для временного размещения 28 человек.

В ближайшие две недели на судно заселится экипаж, чтобы совместно с судостроителями участвовать в швартовных и готовиться к заводским ходовым испытаниям.

«Эльбрус», головное судно в серии из трех судов тылового обеспечения, заложено в 2012 году. Два других судна, «Всеволод Бобров» и «Капитан Шевченко», заложены соответственно в 2013 и 2014 годах. Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Спецсудопроект».

В Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии «Северная верфь» в этот самый момент проходит швартовные испытания головное судно тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус». Я вместе с корреспондентом «Защищать Россию» Анастасией Воскресенской поднялись на борт корабля, чтобы узнать все подробности об «Эльбрусе» и сфотографировать все возможные детали.

«Северной верфи» 103 года, и за свою долгую жизнь завод построил около 600 кораблей и судов. Верфь интересна тем, что была, в какой-то степени, опытным полигоном: здесь все создавалось по принципу книги рекордов Гиннеса - «самый большой», «самый скоростной». Сейчас завод строит как военные корабли, так и гражданские, в том числе и суда тылового обеспечения.

2.

На одном из них, а именно головном судне тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус», сейчас проходят достроечные работы и швартовные испытания. Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Спецсудопроект», а само судно было заложено на судостроительном заводе «Северная верфь» в 2012 году.

3. Пойдём внутрь? Надеваем каски и вперёд:)

4.

5.

«Эльбрус» предназначен для погрузки, хранения, транспортировки и передачи грузов на берег и на корабли, а также для буксировочного обеспечения, оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие.

6.

Сейчас, в рамках достройки, производятся зашивка и монтаж оборудования в жилых и бытовых помещениях, пуско-наладочные работы на различных агрегатах и устройствах, выполняются монтаж и гидравлические испытания общесудовых систем и систем энергетической установки.

7.

Сами помещения внутри судна уже полностью готовы. На данный момент на «Эльбрусе» происходят установка и крепление мебели. Мебель на судне будет очень хорошая.

8.

9.

Что касается швартовных испытаний, то они включают в себя: тестирование электрооборудования, проверку работы буксирного, грузового и швартовных устройств, средств связи и навигации. Сейчас корабелы готовятся к проверке главной энергетической установки, к пуску дизель-генераторов и обслуживающих их систем.

10.

На этом этапе судостроители выполняют проверки всех систем строящегося судна по более чем 120 методикам швартовных испытаний.

11.

Работы на «Эльбрусе» идут активно. Корабелы трудятся сверхурочно.

12.

Для решения всех текущих вопросов на «Эльбрусе» оборудовали временный офис. Тут происходят совещания, на которых строители общаются с проектантом, а еще стоит внутризаводской телефон. Пока что судно получает береговое электричество, а после запуска дизелей перейдет уже на свое, корабельное.

13.

Испытания аварийного дизель-генератора уже выполнены, стояночный дизель-генератор запущен. Именно благодаря им и управляемым двигательным установкам - винторулевым колонкам - «Эльбрус», в сравнении с судами с обычными движительными установками, получил лучшую маневренность как по курсу, так и по скорости. Суда этого проекта могут, по словам корабелов, крутиться вокруг своей оси, как трактор. А значит и пришвартоваться для доставки груза могут в любой момент и с любого ракурса. Кроме того, такое техническое решение позволило сократить объем машинного отделения, увеличив грузовместимость.

14.

Основные характеристики судов тылового обеспечения проекта 23120 таковы: длина - около 95 метров, ширина - около 22 метров, водоизмещение - примерно 10000 тонн, дальность плавания - порядка 5000 миль, автономность - порядка 60 суток. Судно рассчитано на 27 человек экипажа, но, в случае проведения спасательных операций, число людей на борту «Эльбруса» можно увеличить до 43. Для сравнения, это в десять раз меньше, чем количество людей, строящих судно сейчас. Кстати, в помещении, предназначенном для спасенных, сейчас находится тот самый офис корабелов.

15.

Что касается доставки груза, то «Эльбрус» может перевозить около сорока двадцатифутовых контейнеров или, наоборот, двадцати сорокафутовых. Все контейнеры размещаются на грузовой палубе. Содержимое - все, что влезает в контейнер. Но никаких жидкостей, только сухие грузы. Для погрузки и выгрузки контейнеров на «Эльбрусе» есть два симметрично расположенных крана по 50 тонн каждый. (Фото №6)

16.

«Эльбрус» обладает высоким ледовым классом ARC4, что дает ему возможность совершать плавание в арктических широтах. На судне увеличена толщина корпуса и используется двойной борт. То есть между стенками есть воздушная прослойка. Особенно это актуально для тех отсеков, где расположены цистерны с водой и топливом.

17.

18.

Каюты на «Эльбрусе» одноместные и двухместные В последних кровати расположены в два яруса. Санузел есть в каждой каюте.

19.

Серия из трех судов тылового обеспечения с высоким ледовым классом ARC4 на базе проекта 23120 строится на ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» для Министерства обороны РФ в соответствии с контрактом от 29 июня 2012 года, заключенным между ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» и Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной.

Контракт предусматривает строительство головного судна и двух серийных. Головное судно должно быть сдано заказчику в ноябре 2014 года, второе – в ноябре 2015 года, третье – в ноябре 2016 года. Суда на базе проекта 23120 будут построены для Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Суда имеют высокий ледовый класс – ARC4, то есть имеют возможность круглогодичного плавания в арктических морях.

Стоимость строительства серии судов составляет 11,715 млрд. рублей, стоимость постройки головного судна - 3,9 млрд. рублей.

Проектантом судов на базе проекта 23120 является ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург).

Архитектурно-конструктивный тип: морское, стальное, однопалубное судно с винторулевыми колонками, рубкой в носу, обладающее свободной площадью палубы в кормовой части, двойным дном и двойными бортами, носовыми подруливающими устройствами и буксирной лебедкой.

Основные технические характеристики судов на базе проекта 23120: Водоизмещение полное 9000 тонн, дедвейт 3600 тонн. Длина наибольшая 90,0 метров, ширина наибольшая 22 метра, осадка 8,65 метра. Скорость хода на чистой воде составляет не менее 18 узлов, в ровном льду толщиной 0,6 метра около 2 узлов. Суммарная мощность главных дизель–генераторов 15000 кВт. Дальность плавания 5000 миль. Автономность (по запасам провизии) около 60 дней. Экипаж составляет 27 человек. На судне предусмотрены оборудованные места и помещения для временного размещения около 50 спасенных.

На судне в районе грузовой палубы с каждого борта предусмотрена установка электрогидравлических кранов грузоподъёмностью 50 тонн для обеспечения погрузки и выгрузки грузов, а также выполнения вспомогательных работ. Краны обеспечивают грузовые операции по всей площади грузовой палубы.

Предназначены для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег и различные корабли, а также для буксирного обеспечения, оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящим бедствие.

Район плавания: самостоятельное плавание без ограничения района в неарктических морях; самостоятельное плавание в летне-осеннюю навигацию в Баренцевом море; плавание под проводкой за ледоколом в зимне-весеннюю навигацию в Баренцевом море.

Головное судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120 (заводской номер 880): 14 ноября 2012 года – в день, когда «Северная верфь» торжественно отметила столетие со дня основания. Приказом главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова №657 от 31.10.2012 присвоено наименование «Эльбрус». По сообщению от 28 ноября 2014 года в первой половине 2015 года. Предназначено для Северного флота. 18 мая 2015 года . 26 июня . По сообщению от 12 октября составляет 88%. По сообщению от 02 ноября швартовные испытания. 29 декабря при проведении достроечных работ задымление в помещении насосного отделения. Происшествие на сроках сдачи не отразится. По сообщению от 18 марта 2016 года достроечные работы и проходят швартовные испытания. По сообщению от 25 мая испытания главной энергетической установки. По сообщению от 09 сентября на первый этап заводский ходовых испытаний, которые продлятся семь дней. По сообщению от 06 июня 2017 года государственные испытания, которые должны закончиться в июле. В конце июня из Санкт- Петербурга к месту базирования - порт Мурманск. По сообщению от 25 июля на двое суток в Балтийское море для проверки девиации (отклонения) магнитного компаса. По сообщению от 02 августа судно на Северную верфь (входит в АО ОСК) с контрольного выхода в Балтику. Судостроители начали подготовку судна к заключительным испытаниям в северных морях. По сообщению от 11 августа с Судостроительного завода «Северная верфь» (входит в АО ОСК) в северные широты на заключительный этап испытаний. По сообщению от 20 сентября первая половина программы летных испытаний судна. Войдет в состав флота в 2017 году. По сообщению от 01 ноября на Северном флоте и завершает испытания, и готовится к процедуре передачи. 02 апреля 2018 года руководством ВМФ РФ утвержден приемный акт государственной комиссии о завершении государственных испытаний судна. 09 апреля на судне состоялась подъема флага вспомогательного флота ВМФ. Судно зачислено в состав отряда судов обеспечения службы вспомогательного флота объединённого стратегического командования Северного флота.

Обозначения символа класса KM✪ Arc4 AUT1 DYNPOS-2 BWM(E-S) supply vessel:

КМ✪ – самоходное судно построено по правилам Регистра и освидетельствовано Регистром;

Arc4 - допускается плавание в арктических морях в период зимней навигации в тонком однолетнем льду, в период летне-осенней - в среднем однолетнем толщиной до 0,9 м. Районы и условия эксплуатации ограничены;

Судно отвечает применимым требованиям части V «Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов и в полной мере отвечает требованиям разд. 3 указанной части Правил при затоплении одного отсека по всей длине судна при расчетных повреждениях борта;

AUT1 - объем автоматизации позволяет эксплуатацию механической установки судна без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и в центральном посту управления (ЦПУ);

DYNPOS-2 - система динамического позиционирования класса 2 имеет резервирование, которое обеспечивает удержание судна над точкой позиционирования при единичном отказе в любом активном элементе системы. При этом имеется в виду, что отказ в любом пассивном элементе системы исключен за счет наличия соответствующей защиты от механических повреждений и свойств элемента, подтвержденных свидетельством Регистра;

BWM(E-S) - судно осуществляет управление балластными водами посредством замены балласта в море и, соответственно, снабжено судовым Руководством по безопасной замене балласта в море, одобренным Регистром. В качестве способа управления балластными водами выбрана замена балласта в море с применением метода последовательного замещения;

supply vessel - судно обеспечения.

Первое серийное судно тылового обеспечения (бывший «МБ-75») проекта 23120, строительный номер 881: 19 декабря 2013 года. Должно быть передано заказчику до конца 2016 года.

Второе серийное судно тылового обеспечения «Капитан Шевченко» проекта 23120, строительный номер 882: Закладка киля состоялась 24 июля 2014 года. Должно быть передано заказчику до конца 2016 года.

По сообщению от 27 мая 2018 года судно к ежегодному совместному российско-норвежскому учению «Баренц 2018», которое пройдет в период с 29 по 30 мая в акватории Баренцева моря под руководством Норвегии. 31 мая в главную базу Северного флота – город Североморск, после завершения международного учения «Баренц 2018». 19 августа в составе морского отряда разминирования Северного флота к выполнению работ по поиску, обнаружению и уничтожению взрывоопасных предметов в акватории Обской губы Карского моря. 01 октября в Мурманск после успешного выполнения поставленных задач в акватории Обской губы и Енисейского залива Карского моря.

26 февраля 2019 года в составе отряда кораблей Северного флота в Баренцево море и взял курс в Атлантику. 20 марта в составе кораблей переход из Средиземного в Красное море через Суэцкий канал. 23 апреля в торжественных мероприятиях, посвящённых 70-летию военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая. По сообщению от 26 апреля визит в Китайскую Народную Республику и вышел из порта Циндао в Жёлтое море. 10 мая Владивосток, где в составн отряда кораблей встретил День Великой Победы и принял участие в торжественных мероприятиях. 11 июня деловой заход в порт Пуэрто-Боливар Республики Эквадор на западном побережье Южной Америки, который 13 июня. По сообщению от 19 июня к проходу Панамского канала. 08 июля деловой заход в порт Прая Республики Кабо-Верде и продолжил выполнение задач по плану дальнего похода.