Расшифровка статусов международных почтовых отправлений. Статусы международных почтовых отправлений Выезд из внутреннего пункта обмена

Многих людей, сталкивающихся с покупкой товаров в иностранных онлайн-моллах, интересует течение такого процесса, как экспорт международной почты, что значит получение по факту некоего почтового отправления, которое передаётся почте страны назначения (в рассматриваемых здесь случаях - России). Посылка доставляется в указанное место, где производится международный почтовый обмен и все последующие операции экспорта и импорта. Весь путь почтового отправления - это экспорт международной почты, что значит поэтапное прохождение всех инстанций с соблюдением многих правил, о которых будет сказано ниже.

Этапы

От приёма посылки в за рубежом и до получения её в России человеком, адрес, имя и фамилия которого указаны в извещении, проходит множество этапов, о каждом из которых получателю и отправителю по запросу приходит информация. Долгий путь посылки и все манипуляции с нею должны быть прозрачны, именно это и предусматривает экспорт международной почты, что значит свободное отслеживание отправления до момента его получения в российском почтовом отделении.

Первым этапом пересылки отправления в Российскую Федерацию из-за рубежа является приём посылки в почтовом отделении, например, Китая или Малайзии. В зарубежном отделении почты посылку принимают и составляют на неё соответственную документацию для прохождения всего пути до конечного адреса. Параллельно должна быть составлена и декларация для таможни по форме CN23 или CN22.

Документы

После составления документов данному почтовому отправлению даётся уникальный идентификатор, с помощью которого и отслеживается этот экспорт международной почты. Что значит идентификатор? Это штриховой код, напечатанный на квитанции. Его получает отправитель, чтобы через некоторое время, когда посылка появится в системе отслеживания, наблюдать за её движением. При желании и возможности отправитель может сообщить индекс получателю.

Сначала посылка прибывает в место, где происходит где её тщательно готовят к прохождению определённых процедур, и это лишь самое начало знания того, что значит экспорт международной почты. Китай, например, очень интенсивно торгует с российскими потребителями онлайн, поскольку имеет обширную сеть шопинг-моллов. Это Item.taobao, Detail.tmall, Auction1.paipai, а также многие другие, среди которых всемирно известные "Амазон" и "Алиэкспресс". И как раз оттуда посылки нужно тщательно отслеживать. В местном ММПО находятся и таможенные органы, которые оформляют посылку со своей стороны и формируют депешу в страну убытия.

Экспорт посылки

Если при отслеживании будущий получатель наблюдает статус "экспорт", ему нужно набраться терпения. Это один из самых затратных по времени процессов, когда почтовое отправление переправляется из одной страны в другую - от отправителя к получателю. Здесь могут быть задействованы авиаперевозки, но чаще всего доставка осуществляется наземными способами.

Скорость будет зависеть от удалённости стран друг от друга чисто географически. И вот на этой стадии при отслеживании посылки уже будет известен статус "экспорт международной почты", что значит - посылка проходит самый долгий этап почтового пути. Статус "экспорт" говорит о том, что отправление передано перевозчику, и посылка следует в ММПО страны-получателя, то есть в Россию, но следует очень постепенно.

Сроки

О сроках доставки экспорта любых международных отправлений не может быть известно никому и никогда. Это целиком и полностью зависит от перевозчика. Следующий статус говорит об электронной регистрации посылки - этими или немного другими словами, и это обозначает, что трек-код почтового отправления продавец зарегистрировал на сайте курьерской службы.

Однако посылка ещё не передана, и до реального момента передачи ещё может пройти целая неделя. Скорее всего, она ещё и не покинула Китай. Экспорт международной почты должен изменить статус на "приём" или аналогичный данному слову. Но и это будет означать только то, что фактически посылка отправлена из Китая в Россию. Когда она находится в статусе "экспорт", отследить путь невозможно. Вот когда статус сменится на "импорт", за перемещениями можно наблюдать.

Причины

Поскольку перевозки чаще всего осуществляются транзитом и претерпевают всевозможные ограничения, почтовые отправления достаточно часто задерживаются надолго. Если посылка более трёх месяцев не получает статус "импорт", отправитель должен подать в почтовое отделение заявку на розыск. Фактическая отправка в страну назначения вовсе не означает, что отправление скоро завершит свой путь, то есть - об этом не говорит сам экспорт международной почты. Сколько длится путь отправления на этом этапе, неизвестно никому.

Так случается потому, что маршруты каждый раз прокладываются особо, многое зависит и от авиарейсов, а также от формирования оптимального веса. То есть посылки накапливаются до нужного количества, чтобы рейс получил рентабельность. Например, китайские самолёты перевозят от пятидесяти до ста тонн. И никто не знает, когда данный рейс наберёт нужный вес. На этот этап может уходить от семи до четырнадцати дней в среднем. Но часто и больше, известны случаи, когда посылки ожидали и все шестьдесят дней.

Упаковка

При статусе "экспорт (проверка содержимого)" можно быть уверенным, что посылка пока никуда не движется. Её передали таможне страны отправления, чтобы провести досмотр и другие процедуры. Как только таможенная проверка будет пройдена, посылка двинется по направлению к стране назначения. Статус "экспорт (упаковка)" будет означать, что посылка досмотр прошла успешно, она упакована, промаркирована и готова к отправке в Россию.

Со статусом "транспортировка" всё как будто бы понятно: почтовое отправление движется из сортировочного центра. Скорее всего - в другой сортировочный центр, но уже по направлению к получателю. То же самое обозначает статус "транзит". Иногда по мере отслеживания отправления появляется уведомление, что таможня завершила оформление, что будет означать, что теперь почтовые службы продолжают экспорт международной почты. Малайзия (MYKULB - международный код), например, позволяет отслеживать свои посылки с помощью собственного справочного центра, но скорости посылкам это не прибавляет.

Таможня там

Таможня в большинстве ММПО работает круглосуточно, поскольку только таким образом можно этот колоссальный объём входящей из-за рубежа и выходящей за рубеж почты проверить. Кроме таможенников там работают и почтовые операторы - по два человека на одного работника таможни.

Вот что ждёт посылку со статусом "таможенное оформление". Пока ещё посылка находится в государстве-отправителе и проходит таможенные процедуры. Это дело не слишком быстрое. Если же в статусе значится "таможенное оформление в стране получателя" - можно начинать радоваться и в предвкушении потирать руки.

Таможня здесь

Посылка передана в и оформляется там, попутно проходя довольно длинный цикл функций: обработка, таможенный контроль, оформление. Все почтовые ёмкости получают процедуры таможенного транзита, потом рассортировываются по участкам и видам отправлений.

Товарные вложения обязательно проходят рентген-контроль, при этом таможня решает, вскрывать это отправление или нет. Причиной взять посылку под личный контроль может стать коммерческая партия или ориентировка на неё, где заподозрено наличие запрещённых к пересылке веществ, а может быть и просто нарушение права собственности. Вскрывает посылки оператор при таможеннике, после чего они составляют акт досмотра и прикрепляют к отправлению.

Другие статусы

Статус "экспорт международной почты, сортировка" обозначает, что посылка уже находится в одном из многочисленных сортировочных центров, и там её обрабатывают. Во всяком случае, это уже совсем близко от получения. Неизвестно, сколько времени понадобится на обработку, но рано или поздно посылка этот сортировочный центр покинет. Статус "принято перевозчиком" подвигает момент получения ещё ближе - заказ передан перевозчику уже местному.

Далее могут поочерёдно возникать разные статусы, которые говорят сами за себя: "прибыло на терминал" (наверняка промежуточный, где посылку ещё раз разгрузят, погрузят, обработают, маркируют и отправят дальше), "прибыло на склад" (где снова разгрузят, погрузят и так далее - см. выше), "находится в центре обработки мелких пакетов" (снова всё по прежнему списку, но в конце здесь выбирается дальнейший маршрут). Один из таких промежуточных статусов, который заставляет грустить, - "прибытие в транзитную страну". Очень хлопотное это дело - отслеживать экспорт международной почты. Китай (CNSZXA - международный код), например, исключительно часто извиняется перед заказчиками за длительные задержки.

Почтовое отделение

Долгожданный статус "прибытие в почтовое отделение" означает, что получатель уже может, даже не ожидая почтальона с извещением, обратиться непосредственно в то отделение почты, которое указано в статусе и получить свою посылку. Также могут быть использованы и другие фразы в этом сообщении. Например: "Экспорт международной почты России. Прибытие в место вручения." В идеале доставка извещения почтальоном должна быть совершена в этот же день, но чаще происходит иначе.

Кстати, если от почты России получен статус "покинуто место международного обмена", то более десяти дней ждать не нужно, поскольку это уже явное нарушение срока доставки. Можно смело звонить и жаловаться. Работники почты обязаны отреагировать на такой звонок. Посылку разыскивают, немедленно выписывают уведомление о её прибытии в отделение. И отдают извещение почтальону. Хорошо если все треволнения кончились. Потому что бывают ещё и неудачные попытки вручения, если почтовому оператору приходится сообщать это в очередном статусе. Причём конкретная причина невручения никогда не отображается.

Дальнейшие действия

После ещё одной попытки вручения посылку передают на хранение до тех пор, пока не будут выяснены все обстоятельства. Она получает маркировку "до востребования". Через определённое время несостоявшийся получатель видит статус возврата посылки отправителю. И если он немедленно не свяжется с почтовым отделением, которое обязано было доставить отправление, и не выяснит причины невручения, то с мечтой, прибывшей из Малайзии или Китая, получатель уже может попрощаться.

Да и не получатель он уже тогда. К сожалению, такое случается очень часто, о чём постоянно пишут в отзывах и советуются на форумах люди, пользующиеся иностранными онлайн-моллами. Так покупатели предупреждают друг друга о недоброкачественном обслуживании. Например, много нареканий получают китайские склады онлайн-магазинов.

Здравствуйте уважаемые Дайте угадаю, может быть вы заказали посылку с Алиэкспресса? Ладно, это не столь важно! Сегодня у меня задача, это выяснить что означает фраза Processing Arrival at Inward Office of Exchange. Как я понял, это имеет отношение к пересылке посылок. Начал рыть интернет, первое что я узнал, что данная фраза означает что статус посылки типа сейчас это импорт в страну назначения.

На другом сайте читаю что фраза означает что посылка зарегистрирована как прибывшая в страну.

Я обратился к гугловскому переводчику, чтобы он мне сказал что такое Processing Arrival at Inward Office of Exchange, я написал эту фразу в переводчик:


И вот какой был перевод, смотрите:


То есть все таки получается, ну мое мнение, что данная фраза означает что посылка уже пришла в офис и теперь она в процесс обработки.

Нашел еще один сайт и тут уже все вроде понятнее, короче статус Arrival at inward office of exchange означает что посылка пришла в страну назначения. И еще написано что средние сроки между экспортном и импортном примерно 2-3 недели. Если сроки дольше, то это свидетельствует только о том, что ваша посылочка ждет в порядке очереди

Чтобы не ошибиться в ориентировочных сроках доставки посылки, следует знать, что означает тот или иной статус. На этой странице мы подробно рассмотрим все возможные статусы, чтобы вы не испытывали затруднений при определении местонахождения посылки.

Почтовые статусы при отслеживании отправлений из-за рубежа

Прием.

Этот статус подразумевает, что отправитель заполнил все необходимые бланки, включая форму CN22 или CN23 (таможенная декларация), и посылка принята сотрудником почтовой или курьерской службы. Одновременно с приемом отправлению присваивается идентификационный номер, по которому в дальнейшем происходит отслеживание.

Прибытие в ММПО.

ММПО - место международного почтового обмена. На данном этапе посылка проходит таможенный контроль и регистрацию. После этого сотрудники службы готовят сгруппированное международное отправление.

Экспорт.

Один из наиболее длительных периодов в доставке почтовых отправлений. Связано это с тем, что отправлять частично загруженный самолет нерентабельно, поэтому приходится ждать, пока наберется достаточное количество посылок, направляющихся в одну страну.

Кроме того, для оптимизации логистических процессов, отправления могут доставлять транзитом через другие страны, а это также затягивает время доставки.

Назвать точную длительность пребывания посылки в экспорте невозможно. Но в среднем она составляет от двух недель до полутора месяцев. Причем в преддверии праздников этот срок может дополнительно увеличиваться. Но если с момента получения статуса «Экспорт» прошло более двух месяцев, а изменений нет, следует обратиться в почтовую службу, выполняющую доставку, с заявлением о розыске отправления.

Импорт.

Этот статус присваивается отправлению в российском АОПП (авиационное отделение перевозки почты), куда оно попадает с борта самолета. Здесь по регламенту службы посылки взвешивают, проверяют целостность упаковки, сканируют штрих-код, чтобы узнать место отправления, фиксируют номер рейса, определяют, в какой ММПО следует отправить посылку. Срок нахождения международного отправления в АОПП зависит от степени загруженности отделения и его сотрудников, но в среднем он составляет 1-2 дня.

Передано таможне.

После сортировки посылки отправляются на таможенный досмотр, где проходят через рентген-сканер. В том случае, если у сотрудников таможенной службы возникают подозрения о нелегальном перевозе запрещенных веществ или предметов, отправление вскрывают и осматривают в присутствии инспектора и ответственного оператора. После этого (если факт перевозки запрещенных грузов не подтвердился) посылку снова запаковывают, прикрепляют акт осмотра и отправляют по пути следования.

Задержано таможней.

Этот статус необязателен. Его присваивают отправлению только в тех случаях, когда сотрудники таможенной службы выявляют вес, превышающий допустимую норму, стоимость более 1000 евро и другие нарушения. В этом случае получателю придется заплатить дополнительные пошлины. Если же никаких нарушений таможенного законодательства нет, посылка минует этот статус.

Таможенное оформление завершено.

После получения этого статуса посылка снова передается в место международного почтового обмена, где обрабатывается сотрудниками отделения. В некоторых случаях данный статус может заменяться на «покинуло ММПО».

Прибыло в сортировочный центр.

Из ММПО отправление поступает на сортировку. Почтовые сортировочные центры есть во всех крупных городах. Как правило, посылку отправляют в ближайший к ММПО центр, где сотрудники логистической службы разрабатывают оптимальный маршрут доставки до пункта выдачи.

Покинуло сортировочный центр.

Этот статус означает, что посылка отправилась по маршруту доставки. Время, которое требуется для ее прибытия к получателю, зависит от нескольких факторов, в их числе загруженность транспорта, отдаленность региона и т.д.

Сортировочные центры Почты России есть во всех крупных городах.

Прибыло в сортировочный центр города N.

По прибытию в город получателя посылка доставляется в местный сортировочный центр. Отсюда грузы распределяются по почтовым отделениям или другим пунктам выдачи заказов. На скорость доставки влияют: загруженность транспорта, погодные условия, расстояние. К примеру, доставка по городу занимает не более 1-2 дней, а по области отправление может доставляться около недели.

Прибыло в место вручения.

После прибытия отправления в ближайшее почтовое отделение ему присваивается данный статус. Далее сотрудники почты обязаны выписать уведомление и доставить его адресату в течение 1-2 дней. На деле этот срок может немного затягиваться, поэтому лучше воспользоваться сервисом отслеживания «Моя посылка». Как только вы увидели, статус «прибыло в место вручения», можно отправляться в почтовое отделение. Дожидаться уведомления не обязательно, так как сотрудники почты обязаны выдать отправление по идентификационному коду (номеру отслеживания). При получении при себе необходимо иметь паспорт.

Вручение адресату.

Этот статус присваивается посылке после ее получения адресатом и означает конец пути.

Внутренним российским отправлениям присваивают такие же статусы, за исключением тех, что имеют отношение к таможенному этапу и ММПО. Поэтому информация будет полезна и тем, кто совершает покупки в российских интернет-магазинах либо ожидает посылку от близких людей, живущих в другом городе или регионе.

Теперь вы знаете трактовку каждого статуса и сможете не только определить фактическое местонахождение посылки, но и ориентировочно рассчитать время доставки.

Статусы в Алиэкспресс – это информация о том, на каком этапе находится ваш заказ или посылка. Следует различать статусы заказа (ожидание оплаты, проверка оплаты, обработка заказа) и статусы посылки (посылка прибыла в сортировочный пункт, покинула таможню, экспорт, импорт). Статус заказа присваивает ордеру сам сайт и информацию о нём можно увидеть в информации о заказе. Статус посылки присваивается на почте и таможне и отслеживается на специализированных сайтах.

Мы рассмотрим оба вида статусов и разберемся, что они обозначают.

Статусы заказа на Алиэкспресс

This order is awaiting your payment – Ожидание оплаты.

Этот статус присваивается ордеру сразу после нажатия кнопки Place Order - до момента оплаты. Время, данное покупателю на оплату заказа, указывается ниже в виде таймера обратного отсчета. Если ордер не будет оплачен в течение этого времени, он автоматически закроется и перейдет в статус Closed (Закрыт).

Your payment is being verified – Алиэкспресс проверяет ваш платеж.

Сразу после оплаты заказа оплата отправляется на проверку сайтом, а статус заказа изменяется на Your payment is being verified. Проверка оплаты обычно занимает 24 часа, после чего наступает время для отправки заказа продавцом

– Продавец обрабатывает ваш заказ

Статус заказа изменяется на The supplier is processing your order . Время на отправку заказа устанавливается лично продавцом и указывается на странице описания товара. В ордере время, выделенное на отправку, указывается в виде таймера обратного отсчета. Если в указанное время заказ не будет отправлен, Алиэкспресс отменит ордер. Если продавец не успевает отправить заказ в указанное время, вы можете продлить время обработки, нажав на кнопку «Extend processing time» (Продлить время обработки заказа) , расположенную под таймером. Если же по какой-то причине вы передумали делать заказ, нажимайте «Request order cancellation» (Запрос на отмену ордера), расположенную там-же. Более детальную информацию об отмене ордера вы можете прочитать в нашей статье «Как отменить заказ на Алиэкспресс».

The seller has shipped your order - продавец отправил вам заказ.

Этот статус ордер получает после отправки заказа и внесения в систему трек-номера для его отслеживания. В ордере появляется новый таймер обратного отсчета, указывающий, сколько времени осталось до конца действия программы Защиты Покупателя на Алиэкспресс. Кнопка Request to extend Purchase Protection позволяет продлить время действия Программы в случае, если по прошествии 40 дней заказ так и не был доставлен. Кнопка Open Dispute позволяет открыть спор (диспут) в случае, если приехавший товар окажется ненадлежащего качества, либо не приедет вообще

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2 (26) февраль 2015 .
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

И.О. Прохоров, инженер, аудитор-эколог (г. Москва)

23 декабря 2014 г. Государственная Дума Российской Федерации сразу в двух чтениях приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». 25 декабря законопроект был одобрен Советом Федерации, а 29 декабря Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ с соответствующим названием (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот закон вносит существенные изменения в законодательство, регулирующее сферу обращения с отходами. Вступление в силу многих положений отложено до 1 января 2016 г., отдельных положений — до 2017 и даже до 2019 г. В настоящей статье дан обзор основных изменений в законодательстве, уже вступивших и вступающих в силу в ближайшем будущем. Так как изменения слишком обширны, мы остановимся подробно только на самых актуальных на наш взгляд. Некоторые из новых положений законодательства потребуют принятия дополнительных подзаконных актов, но мы вкратце затронем и эти положения.

Названный законопроект был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 21 июля 2011 г., а 7 октября того же года был принят в первом чтении. Более трех лет понадобилось для того, чтобы закон был принят окончательно. Первоначально целью законопроекта ставилось создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, но в процессе работы над законопроектом цели были расширены. Так, принятый Федеральный закон № 458-ФЗ призван:

  • повысить эффективность регулирования в области обращения с отходами;
  • сформировать новые экономические инструменты для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • создать условия для привлечения инвестиций в сферу обращения с коммунальными отходами.

Попробуем разобраться, в чем суть предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ изменений в законодательстве.

Прежде всего, изменения были внесены в терминологию, применяемую в области обращения с отходами. В первую очередь они коснулись ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОТХОДЫ»

Привычная для всех формулировка понятия «отходы производства и потребления» была изменена (выделено и подчеркнуто автором):

[…] — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления , а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства ;

отходы производства и потребления […] — вещества или предметы , которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления , которые удаляются , предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Если раньше отходы (согласно формулировке предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ) могли образоваться исключительно в процессе производства или потребления , а также при утрате товарами и продукцией своих потребительских свойств , то теперь отходы могут образоваться также при выполнении работ и оказании услуг . Конечно, данное уточнение вполне логично, и можно только удивляться, почему оно было сделано только сейчас. Правда, из новой формулировки исключено упоминание об утративших свои потребительские свойства товарах, но законодатели выделили такие отходы (вместе с некоторыми другими отходами) в отдельные категории, о чем речь пойдет далее.

Присмотревшись внимательно к новой формулировке, можно заметить, что раньше понятие «отход» определялось лишь с точки зрения процесса образования (появления) отходов. Теперь же, кроме собственно описания процесса образования отходов, в формулировку включено упоминание об удалении соответствующим образом образовавшихся веществ и предметов. В то же время вторая часть нового определения (если мы рассматриваем его в контексте отечественного законодательства) вызывает много вопросов:

1. Что в данном случае следует понимать под удалением веществ или предметов? В самом Федеральном законе № 89-ФЗ термин «удаление» не раскрывается. Лингвистическое толкование данной нормы права может завести нас в тупик, поскольку в русском языке есть много значений этого слова и разные словари дают различные толкования существительного «удаление» и, соответственно, глаголов «удалять»/«удалить» . В ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (далее — ГОСТ Р 53692-2009) (п. 3.1.26) есть такое определение: «удаление отходов — последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды» . Однако отметим, что здесь речь идет уже не о веществах или предметах , а об отходах , при этом удаление рассматривается как последний этап технологического цикла отходов.

2. С какой целью определение было дополнено ссылкой на удаление отходов? Имелось ли в виду, что определенные вещества и предметы, образованные соответствующим образом, могут не подлежать удалению и не быть предназначенными для удаления? Если такие вещества и предметы образовались в процессе деятельности предприятия, то они в этом случае не должны считаться отходами?

3. Как определить, подлежит ли вещество или предмет удалению? Или имелось в виду, что ВСЕ соответствующим образом образованные вещества и предметы должны удаляться?

4. С какой целью сделана оговорка ? Возможно, это просто лишнее упоминание (в дополнение к п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ) о том, что удаление некоторых веществ и предметов может регулироваться соответствующим законодательством? Или имелось в виду, что удаление обычных отходов может происходить способами, не указанными в Федеральном законе № 89-ФЗ, и в этом случае вещества или предметы не будут считаться отходами?

В общем, многое в новой формулировке выглядит непонятным. Но специалистам, знакомым с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (далее — Базельская конвенция), при взгляде на данную формулировку сразу становится очевидно, что она является гибридом формулировки из ранней редакции Федерального закона № 89-ФЗ и формулировки Базельской конвенции: «"отходы" представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства» . Но, во-первых, сфера действия Базельской конвенции вполне конкретна — отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, сама перевозка отходов и их удаление. Во-вторых, в Базельской конвенции дана ссылка на то, как следует понимать термин «удаление отходов» (приведен конкретный перечень операций с отходами). И если ссылка на национальное законодательство в Базельской конвенции понятна (т.к. в разных странах законодательство может различаться), то калька с нее «…в соответствии с настоящим Федеральным законом» в новой формулировке Федерального закона № 89-ФЗ смотрится несколько странно.

Нам кажется, что механический перенос положения Базельской конвенции в Федеральный закон № 89-ФЗ оказался не очень удачным. Позволим себе предположить, что полученная «гибридная» формулировка и отсутствие понятия «удаление» в федеральном законодательстве вызовут массу проблем у предприятий в будущем, особенно учитывая новые положения законодательства в области лицензирования (о них речь пойдет далее). Если удаление рассматривать как перемещение веществ или предметов с территории предприятия — это одна ситуация. Если считать удалением перемещение и рециклинг в рамках одного предприятия — другая ситуация. А если удалением считать операции с отходами в соответствии с ГОСТ Р 53692-2009 (уничтожение, разложение или захоронение) — третья ситуация.

ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕРМИНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

1. Вместо понятия «использование отходов» теперь введен термин «утилизация отходов» , причем определение этого понятия дано именно через существительное «использование» (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов , в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг ), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация ), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация );

В одной из статей, опубликованных в предыдущих номерах журнала, мы уже обращались к теме соотношения понятий «использование отходов » и «утилизация отходов » , имея в виду и законопроект, предшествующий появлению Федерального закона № 458-ФЗ. С учетом поправок на изменения в законодательстве указанный материал во многом остается актуальным.

Напомним, в упомянутой статье мы писали о том, что в сложившейся практической деятельности под утилизацией отходов могло пониматься что угодно, включая обезвреживание отходов; и даже серьезные компании, занимающиеся обращением с отходами, при заключении договоров в их предмете зачастую указывали утилизацию отходов, хотя на самом деле речь шла об обезвреживании. Теперь же в законодательстве есть определение термина «утилизация отходов » . Поэтому советуем экологам предприятий быть особенно внимательными при заключении договоров и настаивать на применении терминов в соответствии с законодательством.

Важно отметить, что теперь под утилизацией отходов также понимается и рециклинг , и регенерация , и рекуперация . Вернемся к этому при обсуждении вопроса лицензирования.

2. К видам обращения с отходами добавлен дополнительный вид — обработка отходо в .

Согласно новому положению Федерального закона № 89-ФЗ (подчеркнуто автором) обработка отходов предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации , включая их сортировку, разборку, очистку .

Отметим, что обработка отходов (если она осуществляется) — этап, предшествующий утилизации отходов в ее новом значении. Но может ли считаться обработкой отходов, например, сортировка партии отходов, предназначенной для захоронения, из которой отбирается 10-15 % отходов, пригодных для дальнейшей утилизации (стекло, металлы, бумага, картон, резина, полиэтилен)? Ведь в данном случае сортировка по сути дела является подготовкой отходов к дальнейшему захоронению. Скорее всего, надзорные органы будут трактовать сортировку как обработку отходов, тем более что извлечение полезных компонентов для их повторного использования отнесено к утилизации отходов. С другой стороны, теперь у контролирующих органов не будет соблазна называть сортировку обезвреживанием (чем она, конечно, не является). О таких курьезах мы в свое время тоже писали .

3. Понятию «обезвреживание отходов» дано новое определение (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Как и в предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ, обезвреживание отходов характеризуется своей целью . Это является главным критерием при определении того, что следует считать обезвреживанием отходов (на это мы также указывали). Ранее в формулировке речь шла о предотвращении вредного воздействия, сейчас — о снижении негативного воздействия.

Замена прилагательного «вредного » на «негативное » , вероятно, связана с положениями ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ, в соответствии с которой «отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются […] на пять классов опасности » . То есть на основании критериев снижения негативного воздействия (классов опасности), указанных в ст. 4.1, можно определить, является ли проведенное уменьшение массы отходов или изменение состава отходов обезвреживанием.

Замена существительного «предотвращение » на «снижение » , видимо, обусловлена тем, что не всегда после проведения соответствующей процедуры (процесса) полученный отход может быть отнесен к практически неопасным отходам (т.е. к V классу). Ведь если перед осуществлением процесса отход относился к I классу опасности, а на выходе получился другой отход III или IV класса опасности, то негативное воздействие отхода снизилось (хоть и не было полностью предотвращено). Безусловно, такой процесс тоже является обезвреживанием. Поэтому мы считаем, что новая формулировка понятия «обезвреживание отходов » более логична.

4. Определение термина «хранение отходов » также подверглось корректировке (выделено и подчеркнуто автором):

Как и ранее термин «накопление отходов » , понятие «хранение отходов » теперь раскрыто через существительное «складирование » . Для хранения отходов установлен новый срок — более 11 месяцев . Накоплением отходов до 1 января 2016 г. будет считаться временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а с 1 января 2016 г. — на срок не более 11 месяцев . К какому же виду обращения с отходами нужно будет относить складирование отходов сроком от 6 до 11 месяцев в 2015 г.? Этот вопрос на данный момент остается открытым.

5. Согласно новой редакции Федерального закона № 89-ФЗ (выделено и подчеркнуто автором) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке , утилизации , обезвреживанию, размещению отходов.

6. В предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ было дано определение понятия «объект размещения отходов » . Теперь в законе появилось некоторое уточнение (выделено автором):

Отдельно даны определения новых понятий :

  • объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

7. В Федеральном законе № 89-ФЗ появилось понятие «объекты обезвреживания отходов » «специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов» .

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Согласно внесенным изменениям ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 июля 2015 г. будет иметь название «Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». С 1 июля 2015 г. будет изменено и содержание данной статьи (выделено автором): «1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации , обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона […]» .

Федеральный закон № 458-ФЗ также внес соответствующие изменения в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отнеся к лицензируемым видам деятельности сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности . Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2015 г.

Таким образом, с 1 июля 2015 г. все виды деятельности по обращению с отходами, кроме накопления, должны лицензироваться (соответственно, образование отходов также не подлежит лицензированию).

Как же быть с ранее выданными лицензиями на обезвреживание и размещение отходов (в т.ч. бессрочными)? В Федеральном законе № 458-ФЗ на этот вопрос дан потрясающий по своей простоте ответ: «Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года» .

Ну что же, как говорили в старину: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Нынешним же бабушкам — если перефразировать современную песню — остается только нервно курить трубку... Сами посудите: мало того, что бессрочные лицензии в одночасье оказались срочными (а предприятия, получившие лицензии недавно, будут вынуждены через несколько месяцев заново начать процесс лицензирования), так еще и на все операции по обращению с отходами нужно получить лицензию (кроме образования и накопления отходов — и на том спасибо!).

Например , если на предприятии при производстве основной продукции образуются какие-либо вещества и материалы (в т.ч. брак продукции), которые могут быть использованы (мы намеренно не говорим «утилизированы») на том же предприятии (например, повторно включены в производственный процесс в том же цехе или направлены в соседний цех для производства другого вида продукции), то прогнозируемая нами позиция надзорных органов будет заключаться в том, что они потребуют у предприятия наличия лицензии (а при ее отсутствии предприятию будут грозить штрафные санкции). Такая же проблема может возникнуть при согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР): органы Росприроднадзора потребуют включить в номенклатуру отходов указанные вещества и материалы, а к проекту НООЛР приложить лицензию...

Или другой пример: допустим, в большом офисном здании, где установлены корзины для накопления офисного мусора (в том случае, если это отход, он окажется отходом IV класса опасности), для минимизации затрат на вывоз и захоронение отходов в одном из помещений (перед перемещением содержимого корзин в общий бункер, вывозимый на полигон твердых бытовых отходов) проводится отбор стекла, картона, металлов и т.п. Не надо быть Кассандрой, чтобы предположить, что в случае проведения проверки Росприроднадзор классифицирует процесс отбора полезных компонентов как сортировку отходов (т.е. как обработку отходов), на которую потребуется соответствующая лицензия.

Таким образом, очень многие предприятия в ближайшем будущем столкнутся с дилеммой — либо получать лицензии на осуществление деятельности по утилизации и/или обработке отходов, либо доказывать (при проведении проверок и в судебных разбирательствах), что те или иные вещества и материалы не являются отходами. Что касается приведенных выше примеров, то в первом случае нужно будет доказать, что вещества и материалы являются побочным продуктом (и/или сырьем), а во втором — что вещества и материалы, называемые офисным мусором, становятся отходом после отбора из них стекла, картона, металлов. Здесь на помощь может прийти не только неясность термина «удаление» применительно к веществам и материалам, но и уже имеющаяся арбитражная практика, в которой суды отмечали, что индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе самостоятельно определять, какие вещества и материалы, образующиеся в результате их производственной деятельности, подпадают под определение «отходы производства и потребления» .

КСТАТИ

Кроме ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, при вынесении решений и постановлений судьи ссылались на соответствующую позицию Минприроды России, изложенную в письме от 10.01.2013 № 12-47/94.

Как мы считаем, вводимое лицензирование новых (и «новых старых») видов деятельности по обращению с отходами — применительно к предприятиям, специализирующимся на таких видах деятельности, — теоретически может способствовать упорядочиванию и эффективному контролю в данной области. Но мы опасаемся, что стремление заставить проходить через процедуру лицензирования значительную часть организаций, де-факто не занимающихся обработкой или утилизацией отходов, создаст ненужные административные барьеры, что в условиях непростой экономической ситуации явно не будет способствовать росту экономики в нашей стране.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЯХ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ

Статья 4 «Отходы как объект права собственности» Федерального закона № 89-ФЗ в новой редакции стала предельно лаконичной: «Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством» .

И все! Больше никаких упоминаний о том, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. И главное — больше нет положения о том, что собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Напомним, эти условия были предусмотрены в предыдущей редакции данной статьи.

Получается, что право собственности на отходы (включая дарение) может быть передано любому лицу вне зависимости от того, есть ли у последнего лицензия. Другое дело, что при разработке проектов НООЛР, составлении технических отчетов или отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) все равно необходимо будет указывать наименования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять дальнейшие операции по обращению с отходами (с указанием видов обращения с отходами и реквизитов лицензий).

Теперь отходы — как одна из разновидностей движимых вещей — являются объектом права собственности. Основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, который мы рекомендуем изучить всем экологам (хотя бы положения статей о праве собственности на движимое имущество). Нелишним будет также изучение глав и статей о видах договоров, касающихся движимого имущества.

Приведем выдержки из Гражданского кодекса, которые могут оказаться полезными экологам:

Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 136. Плоды, продукция и доходы

Плоды, продукция , доходы, полученные в результате использования вещи , независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи , если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат своим имуществом .
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия , не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
[…]

Статья 218. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
[…]

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался

1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность […].

2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект , где находится брошенная вещь , стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность , приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
[…]

НОВЫЙ ТИП ОТХОДОВ — «ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ»

Теперь в Федеральном законе № 89-ФЗ в отдельную группу выделены твердые коммунальные отходы (далее — ТКО) — «отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами» .

Если с отходами, образуемыми физическими лицами в процессе потребления в жилых помещениях, все более или менее ясно, то с отходами юридических лиц, «подобными по составу » , как нам представляется, не все так однозначно. Каким образом будет определяться «подобность » отходов? Как будет соотноситься данное определение ТКО с федеральным классификационным каталогом отходов? В новом каталоге есть группа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению » (код — 7 30 000 00 00 0). Будут ли к ТКО относиться только отходы из этой группы или ТКО надо трактовать шире?

Например , в жилом помещении физическим лицом в процессе удовлетворения личных и бытовых нужд могут образоваться такие отходы, как отработанные аккумуляторные батареи, отходы оргтехники, лом черных и цветных металлов, в конце концов… Если эти отходы относятся к ТКО (поскольку это товары, утратившие свои потребительские свойства), то такие же отходы юридического лица также можно будет считать ТКО?..

Обращение с ТКО будет регулироваться отдельными положениями Федерального закона № 89-ФЗ, в основном вступающими в силу с 1 января 2016 г. Рамки настоящий статьи не позволяют слишком подробно остановиться на этих нововведениях, тем более что для их практической реализации потребуется принятие подзаконных актов. Возможно, после их принятия многие из рассмотренных ранее вопросов будут сняты.

Пока же в качестве информации к размышлению мы хотели бы привести определения понятий, которые будут применяться в сфере обращения с ТКО:

  • норматив накопления ТКО — среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени;
  • оператор по обращению с ТКО — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;
  • региональный оператор по обращению с ТКО — оператор по обращению с ТКО — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Также стоит отметить, что полномочия по управлению потоками отходов , организации сбора, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО будут осуществляться субъектами Российской Федерации . Полномочия эти будут весьма обширны. На уровне регионов будут создаваться региональная программа в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО , а также территориальная схема обращения с отходами .

В связи с появлением в Федеральном законе № 89-ФЗ понятия «твердые коммунальные отходы» Федеральный закон № 458-ФЗ вносит изменения и в Жилищный кодекс Российской Федерации (вступают в силу 1 января 2016 г. ), в соответствии с которыми услуги по обращению с ТКО будут отнесены к коммунальным . Теоретически это может позволить сделать деятельность по обращению с ТКО более прозрачной и регулируемой. Субъекты Российской Федерации смогут устанавливать долгосрочные тарифы на услуги по обращению с ТКО , что, по задумке авторов новой концепции, может привлечь инвесторов в эту область деятельности (поскольку будет обеспечен в большой степени гарантированный поток отходов).

НОВЫЙ ТИП ОТХОДОВ — «ОТХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ»

Федеральный закон № 458-ФЗ вводит в законодательство ответственность производителя товаров за утилизацию товаров, превратившихся в отходы . Для этого в Федеральном законе № 89-ФЗ теперь выделены отходы от использования товаров (далее — ОИТ) — «готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них» .

Для ОИТ введен и соответствующий норматив (выделено автором): «норматив утилизации отходов от использования товаров […] — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации» .

Ответственность производителей будет реализовываться по одной из альтернативных схем :

  • производители смогут создать свои собственные объекты инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации ОИТ;
  • производители смогут заключать договоры с оператором по обращению с ТКО;
  • производители смогут самостоятельно обеспечивать выполнение нормативов утилизации путем создания объединения (союза) производителей, импортеров товаров;
  • производители смогут уплачивать экологический сбор.

К СВЕДЕНИЮ

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации будет считаться исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.

Перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств , и нормативы утилизации ОИТ будет утверждать Правительство Российской Федерации. Пересматриваться они будут один раз в 3 года. Правительство также будет устанавливать порядок взимания экологического сбора .

Средства от уплаты экологического сбора будут поступать в бюджет Российской Федерации, а потом расходоваться через государственные программы:

  • в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами;
  • на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию ОИТ;
  • на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с ТКО;
  • на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.

Как и в случае с ТКО, будущее покажет, каким образом будут реализовываться положения Федерального закона № 89-ФЗ, касающиеся ОИТ.

НОВОЕ ПОНЯТИЕ — «ГРУППЫ ОДНОРОДНЫХ ОТХОДОВ»

В Федеральном законе № 89-ФЗ появилось понятие «группы однородных отходов » «отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме)» . А с 1 января 2016 г . в силу вступят новые положения данного Федерального закона о том, что, осуществляющий государственное регулирование в области охраны окружающей среды, будет устанавливать требования по обращению с группами однородных отходов I-V классов опасности . Соответственно, эти требования должны будут соблюдаться всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Мы пока не знаем, как комментировать данную новеллу, поскольку подзаконные акты в данной области пока не были приняты.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ НОРМИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Следующие изменения будут внесены в ст. 18 «Нормирование в области обращения с отходами» Федерального закона № 89-ФЗ и вступят в силу 1 января 2016 г. :

2. федеральному государственному экологическому надзору, НООЛР, а также порядок их утверждения будут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (вероятно, это будет Росприроднадзор, хотя после таких масштабных изменений уже трудно что-то прогнозировать со стопроцентной вероятностью) .

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (кроме СМСП), образующих отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, НООЛР, а также порядок их утверждения будут устанавливаться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Таким образом, в соответствии с новой концепцией «монополия» Росприроднадзора на нормирование отходов с 1 января 2016 г. должна быть ликвидирована: Росприроднадзор будет утверждать проекты НООЛР только для определенной категории предприятий. В данный момент опять-таки сложно прогнозировать, будут ли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать свои методические указания по разработке проектов НООЛР или возьмут за основу не так давно вышедшие «из-под пера» Минприроды .

3. Подобная ситуация с 1 января 2016 г. возникнет и в области представления уведомительной отчетности СМСП. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будет устанавливать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ; а на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации .

4. Формулировка о возможности приостановления деятельности предприятий в случаях нарушения НООЛР будет изменена. Если в предыдущей редакции речь шла о приостановке деятельности в области обращения с отходами (это положение осталось с тех пор, когда обращение с отходами включало в себя и образование отходов), то с 1 января 2016 г. указанная норма Федерального закона № 89-ФЗ будет выглядеть следующим образом (выделено и подчеркнуто автором): «При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы , может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» .

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Изменения будут внесены в ст. 14 «Требования к обращению с отходами I-V классов опасности» Федерального закона № 89-ФЗ:

1. С 1 января 2016 г. предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности , будут обязаны осуществлять отнесение отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (этот же орган будет осуществлять само подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности). Это, как говорится, «плохая новость» (напомним, что в настоящее время пока действует порядок отнесения отходов к I-IV классам опасности, а для отходов V класса необходимость отнесения отходов к классам опасности, как правило, возникает только при разработке проекта НООЛР).

2. «Хорошая новость» заключается в том, что с 1 января 2016 г. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не будет требоваться . С грустью отметим, что законодатели не сжалились над рядовыми экологами и не предусмотрели более скорое вступление данной нормы в силу.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И МЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Федеральным законом № 458-ФЗ также внесены изменения в ст. 23 «Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» Федерального закона № 89-ФЗ. 1 января 2016 г. вступают в силу следующие важные положения:

1. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы .

2. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению .

Таким образом, многолетние споры (включая споры в высоких судебных инстанциях) о том, должны ли предприятия вносить плату за НВОС при размещении отходов, а также кто именно должен вносить данную плату, теперь канут в Лету. Двусмысленность законодательных норм будет устранена: право собственности на отходы , будь оно передано или не передано, к плате за НВОС не будет иметь никакого отношения .

Говоря о плате за НВОС при размещении ТКО, отметим еще одну новую норму Федерального закона № 89-ФЗ (вступает в силу 1 января 2016 г.): «Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» . Эта норма касается не только экологов, но и всех граждан. Поскольку указанные расходы, вероятно, будут включены в коммунальные платежи, то общая сумма коммунальных платежей должна будет вырасти. В идеале это должно стать стимулом к уменьшению образования отходов со стороны пользователей жилых помещений — как напрямую (каждый житель должен стремиться снизить образование отходов, а вторичные ресурсы — сдавать в пункты приема вторсырья), так и с помощью воздействия на управляющие компании (добровольная или вынужденная организация ими раздельного сбора отходов).

Федеральный закон № 458-ФЗ внес поправки в положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о применении понижающих коэффициентов к ставкам платы за НВОС (изменения вступят в силу 1 января 2016 г. ). Так, в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы будут применяться следующие коэффициенты:

  • коэффициент 0 — при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
  • коэффициент 0,5 — при размещении отходов IV, V классов опасности, образовавшихся при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • коэффициент 0,67 — при размещении отходов III класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • коэффициент 0,49 — при размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • коэффициент 0,33 — при размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

1 января 2016 г. вступает в силу положение Федерального закона № 89-ФЗ о том, что при производстве упаковки, готовых товаров (продукции) , после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы , которые представлены биоразлагаемыми материалами (перечень будет устанавливаться Правительством Российской Федерации), могут применяться различные меры экономического стимулирования .

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Необходимость внесения изменений в ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ, многие положения которой (особенно после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») превратились в определенного рода атавизм (достаточно сказать, что понятия «профессиональная подготовка» в последнем Федеральном законе нет), назрела уже давно. Тем не менее законодатели, увлеченные разработкой новых масштабных концепций, первые два пункта ст. 15 вообще не тронули, но дополнили ее п. 3 следующего содержания: «3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды» . Это положение вступает в силу 1 июля 2015 г. , и нам очень интересно увидеть, как оно будет реализовываться.

О НЕКОТОРЫХ ЗАПРЕТАХ

Ранее мы говорили о «пряниках», предусмотренных в новых нормах законодательства. Теперь скажем несколько слов о новых запретах («кнутах») в Федеральном законе № 89-ФЗ:

  • с 1 января 2016 г. в ст. 11 будет введен запрет на ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов ;
  • с 1 января 2016 г. в ст. 12 вводится запрет на применение ТКО для рекультивации земель и карьеров ;
  • с 1 января 2017 г. в соответствии с новой редакцией ст. 12 захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, будет запрещено . Перечень видов отходов, в состав которых входят запрещенные к захоронению полезные компоненты, будет устанавливать Правительство Российской Федерации. Будут ли при этом аннулированы ранее выданные документы об утверждении НООЛР, если эти лимиты допускали захоронение полезных компонентов, пока неизвестно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье мы постарались остановиться на наиболее важных на наш взгляд новшествах законодательства в области обращения с отходами. Какие-то из них были затронуты в большей степени, какие-то лишь очерчены. Рамки журнальной статьи, тем более написанной буквально «по горячим следам» принятого Федерального закона № 458-ФЗ, не позволяют слишком детально рассказать о масштабных изменениях в области обращения с отходами. Как нам представляется, на сегодняшний день вопросов к этому нормативно-правовому акту больше, чем ответов в нем. Мы уверены, что на страницах «Справочника эколога» авторы статей еще не раз обратятся к анализу Федерального закона № 458-ФЗ. Многое будет проясняться в процессе практической реализации положений данного документа, в т.ч. по мере принятия соответствующих подзаконных актов.

В этой связи хочется обратить ваше внимание на портал http://regulation.gov.ru , на котором публикуются проекты всех нормативных актов и где каждый может принять участие в официальном публичном обсуждении. Сразу после принятия Федерального закона № 458 на этом портале появились проекты нескольких подзаконных актов. Мы полагаем, что активное участие экологического сообщества в официальном обсуждении может помочь выработать оптимальные версии нормативных актов.

Например, согласно Большому толковому словарю русского языка под ред. С.А. Кузнецова (СПб.: Норинт, 2009) «удалить» — 1) переместить на более далекое расстояние, отдалить; 2) убрать, вынести, вывести и т.п. что-л. лишнее, ненужное, мешающее; 3) устранить каким-л. способом (снять, срезать, вырвать и т.п.); 4) сделать менее ощутимым воздействие, влияние чего-л.; полностью избавить от какого-л. влияния, воздействия и т.д.

См. Проект перечня товаров, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 4.

Мы имеем в виду новые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349. Подробнее см.: Прохоров И.О. Новые методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9-25.

Нам представляется, что если бы эта новость впервые прозвучала на собрании экологов, то после нее должна была повиснуть пауза, после чего — последовать громкие и продолжительные аплодисменты... Ведь то, что Росприроднадзор «устроил» после 1 августа 2014 г. с подтверждением классов опасности отходов — с выпуском многочисленных разъяснительных писем и особенно с введением так называемого «Портала по паспортизации отходов» — экологи запомнят надолго.