Воробей чирикает а голубь что делает. Конспект НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе «Зимующие птицы. I. Организационный момент

Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала»

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы. Данный материал будет полезен воспитателям и логопедам подготовительной группы.
Цели: Приучать ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст. Учить последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление обогащать словарный запас (суровая, притащила, скучно).
Воспитывать в детях чувство доброты, смелости, скромности, любви ко всему живому, толерантность.
Оборудование: Предметные картинки или маски птиц и зверей, две веревочки и колечки от пирамидок.
Методические приемы: чтение, беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах, игровые ситуации, инсценировка сказки, анализ, итог.
1. Организационный момент.
Игра « Много – од ин»
Логопед называет слово, обозначающее много предметов, а ребенок называет слово, обозначающее один предмет.
Перья – перо
Зерна – зерно
Крылья – крыло
Хвосты – хвост
Клювы – клюв
Гнезда - гнездо
Логопед:
-- Назовите птиц, которых можно увидеть зимой
Дети:
Снегирь, ворона, воробей, синица, дятел, сорока, голубь
Логопед:
-Как одним словом называются эти птицы?
Дети:
Зимующие птицы
Игровое упражнение « Кто как голос пода ет»
- Ворона что делает? (Ворона каркает)
- Синица что делает? (Синица тенькает)
- Сорока что делает? (Сорока трещит)
- Воробей что делает? (Воробей чирикает)
- Дятел что делает? (Дятел стучит)
2.Словарная работа
Логопед:
--Как вы понимаете слово « притащила» (принесла)
--Подберите слова, похожие по смыслу:
Суровая - (холодная, невыносимая, трудная, тяжелая)
Скучно – (тоскливо, невесело, неинтересно)
3.Чтение сказки « Как Лиса птицам помогала»
Увидала Лиса на рябине красные ягоды. Сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось!
А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали.
Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла. Белка орехов притащила. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да только без птичьего пения скучно было в лесу.
Логопед:
А теперь послушайте вопросы и ответьте на них.
1. Что увидала Лиса на рябине?
2. Что Лиса сделала с ягодами?
3. Какая выдалась зима?
4. Что случилось с птицами?
5. Кто решил помочь птицам?
6. Что принесла Мышка?
7. Что притащила Белка?
8. Почему Лисе жалко было расставаться с бусами?
9. Почему она отдала рябиновые бусы?
10. Какой оказалась Лиса?
(Пересказ по желанию)
4. Игры «Кто быстрее соберет бусы», «Птицы»
Логопед читает стих:
У красавицы – рябины
После лета именины.
Бусы красные на ней,
Приглашает снегирей.
Логопед:
- Зачем рябина приглашает в гости снегирей?
Игра « Кто быстрее соберет бусы»
(Двум участникам дают две веревочки и колечки от пирамидок. Нужно быстро собрать бусы (нанизать колечки на веревочки). Выигрывает тот, кто раньше справится с заданием).
Игра «Птицы»
(Детям раздают картинки или маски птиц. По сигналу « Лето» участники «летают» в лесу. По сигналу «Зима» «зимующие птицы» прячутся в гнезда (обручи на полу), «перелетные птицы удаляются в угол комнаты. Затем игроки меняются картинками, и игра повторяется).
5. Повторное чтение сказки
(Логопед еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли.)
Инсценировка (роли Ведущего, Лисы, Дятла, Мышки, Белки, птиц)
Ведущий: Увидала Лиса на рябине красные ягоды, сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось! (Лиса подходит к стульчику. На спине висят красные бусы. Лиса надевает их на шею, красуется)
Артем. А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали. (Птицы сидят на стульчиках и дрожат)
Вероника. Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла (Мышка дает птицам зерно)
Виктория. Белка орехов притащила. (Белка дает птицам орехи)
Настя. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да, только без птичьего пения скучно было в лесу. (Лиса снимает бусы, с грустью смотрит на них, отдает птицам. Птицы встают со стульчиков, радостно летают)
(Инсценировку можно повторить 2 – 3 раза с разными участниками)
Итог занятия
Логопед: Ребята, чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось? Как вы помогаете птицам зимой?
Дифференцированная оценка работы детей. Предлагается каждому ребенку дома наклеить в альбом картинки с изображением зимующих птиц.

В разделе на вопрос лев-рычит. воробей-чирикает. кузнечик-стрекочет, сорока-?что она делает? задание-первоклассника заданный автором Горячева надежда лучший ответ это Стрекочет

Ответ от шеврон [гуру]
Сорока трещит а человек пизд@т


Ответ от разбросаться [гуру]
трещит


Ответ от Осознанный [новичек]
стрекочет!


Ответ от Марина Назарова [гуру]
Сорока тоже стрекочет.


Ответ от ... [гуру]
кашку варит


Ответ от Ѝльвина Ахвердиева [новичек]
каркает


Ответ от *GOOD WITCH* [гуру]
Вы что! Трещит, конечно.


Ответ от Ђатьяна [гуру]
Сорока - трещит. (из пособия для детй " кто какие звуки издает? ")


Ответ от Летаю по настроению [гуру]
Сорока- трещит.


Ответ от Анастасия Тюлькина [гуру]
Наверное трещит (или сплетничает: -)). Если серьёзно, то скорее всего трещит, не зря говорят в народе "трещишь как сорока".


Ответ от ZaКоZюбря [гуру]
Кашку варит, деток кормит.


Ответ от Sofya Sukhinina [гуру]
Наверное, все-таки сорока стрекочет.


Ответ от Ирина краснова [мастер]
сорока стрекочет.


Ответ от Мария Асташкина [гуру]
Они как-то щелкают странно, если мне память не изменяет=))


Ответ от Ђайный Поклонник [гуру]
Сракает:))


Ответ от Мася [активный]
каркает! абсолютно точно!


Ответ от Valeri [гуру]
Сорок можно легко подманить, имитируя их крики, звучащие как "шак-шак" или "шак-эрак".-Эти звуки коротко и многократно повторяются непосредственно друг за другом. Сорока издает также звуки "хияк" и легкий гвалт с элементами пения других птиц. Эти звуки для подманивания непригодны.
"Трещанье" можно имитировать с помощью потряхивания наполненного на одну треть спичками спичечного коробка. Чтобы добиться правильного звучания, нужно брать коробок не из картона, а из дерева. Однако лучше всего "трещанье" сороки имитировать с помощью детской погремушки, ритмично потряхивая ее. Чтобы как можно более естественно имитировать звуки, издаваемые сорокой, автор обтянул погремушку замшей и снабдил ее рукояткой для удобства пользования. С помощью изготовленного таким образом манка удалось добиться хороших результатов.

Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
  • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  • развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц);
  • обогащать сенсорный опыт;
  • воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • упражнять в согласовании существительных с глаголами;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
  • приобщать к словесному искусству через сказки;
  • формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку;
  • формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
  • формировать умение выполнять самомассаж;
  • формировать речевой выдох;
  • развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
  • совершенствовать навык различения звуков;
  • развивать музыкальную отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно ; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий ; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.

Предварительная работа:

  • подбор иллюстраций к сказке;
  • чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
  • создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
  • подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
  • корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
  • подобрать речевой материал к физкультминутке.

Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки (дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока), телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,

Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)

Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?

– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)

II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)

(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)

– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).

Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.

III. Игра «Кто как голос подает?»

– Чик-чирик.

В. – Что он делает?

– Кар-кар.

В. – Значит, она что делает?

– Тинь-тинь-тинь.

В. – Что она делает?

– Ух-Ух-Ух.

В. – Что она делает?

– Тр-тр-тр.

В. – Что она делает?

– Трещит, стрекочет.

В. – Что делает дятел?

– Гур-гур-гур.

В. – Что они делают?

– Воркуют.

– Кто это? (Воробей)

– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)

– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)

– А сова? (Ухать) и т.д.

– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.

Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).

Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.

IV. Упражнение «Посчитай-ка».

– Посмотрите - на дерево прилетело много птиц.

– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..

V. Игра с мячом.

В. – Поиграем с мячом.

В. – Если у сороки белый бок, то она какая?

– Белобокая.

В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?

– Желтогрудая.

В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?

– Красногрудый.

В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?

– Длиннохвостая.

В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?

– Чернокрылая.

В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?

– Сизокрылый.

– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).

– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».

– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.

VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».

В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.

В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.

В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

В. – Все мешочки положите на поднос.

– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).

– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.

– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

– А сейчас будем наших друзей угощать.

– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)

– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?

VII. Рефлексия.

– Понравилась вам сказка, ребята?

– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?

– Что нового вы узнали сегодня?

– А кто сегодня был самый активный?

– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.

Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.

Игра «Скажи кого нет?»

дети
Знают всех птиц на свете
Все они зимуют верьте
Закрывайте глазки детки!

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Цель: расширять словарный запас детей.

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Игра «Подскажи словечко»

2 вариант: «Объясни словечко»

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы .

Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»

Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей .

Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Игра «Что умеют делать птицы?»

Цель: активизировать глагольный словарь детей.

Игра «Дятел»

Игры для детей
старшего дошкольного возраста по теме: « Зимние гости»

Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.

Игра «Скажи кого нет?»

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет сороки, воробья, синицы и т. д.)

Цель: расширять словарный запас детей.

Синица – тенькает; сорока – стрекочет, трещит; воробей – чирикает; снегирь – свистит и т. д.

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирёк и т. д

Игра «Подскажи словечко»

2 вариант: «Объясни словечко»

Почему красногрудый, желтогрудая, длинноклювый, белобокая, тонколапый.

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.

Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»

Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

У вороны – (воронья, вороний), у воробья – воробьиная и т. д.

Игра «Один – много»

Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Игра «Веселый счет»

Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Игра «Что умеют делать птицы?»

Цель: активизировать глагольный словарь детей.

Игра «Дятел»

Воспитатель отстукивает разные ритмы, а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.

Расскажи о своей любимой зимующей птице, не называя ее.

Ребенок рассказывает о своей любимой зимующей птице, говорит, какого она размера, какого цвета у нее оперение, где она живет и чем питается. Другие дети отгадывают, о какой птице шел разговор.

Игра «Птички на кормушках»

Цель : уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они

питаются),развивать природоохранительные представления.

Материал и оборудование. «Птичий календарь», картинки-вставки птичек (снегирь, воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с изображением корма для птиц,

Игровое действие.

Первый вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.

Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.

Третий вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице. В игре использована речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры дошкольники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто мотивируют свое решение,

Ход игры

Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о

зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры. Воспитатель загадывает загадку: «В зимний день среди ветвей стол

накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя «Птичий календарь», на столе - картинки-вставки.)

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и

выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не

трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на

кормушке.

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками

и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и

клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и

выставляет на кормушке.

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у

нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы

съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и

выставляет на кормушке.

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?

1) Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…

(Снегири).

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Свои ответы дети сопровождают показом картинки.

2) Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее?

(Синичка.)

3) Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

4) Гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует,

Дружка целует.

В конце игры воспитатель вместе с детьми чистит кормушки и насыпает

свежий корм.

И г р а «Определи корм»

С завязанными глазами ребёнок должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4–6 человек.

– Молодцы ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.

Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Показывают грудку руками)
Распустили пёрышки (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Греются на солнышке
Головой вертят, (Повороты головы влево - вправо)
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.

Подвижная игра "Собачка и воробьи".

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок - "собачка", все остальные -- "воробьи".

Скачет, скачет воробей - Дети скачут.
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"
Чик-чирик!
Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.

Игра проводится 2-3 раза.

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

1. На улице наблюдать за местными птицами и обсуждать, задавать вопросы, стараться не отвечать за ребёнка, а помогать ему самому ответить, задавая дополнительные вопросы, наводящие на нужный ответ.

Смотри, как ты думаешь, что это за птицы? Это воробей, какой он? Смотри, какой он маленький, быстрый, шустрый, проворный, серенький, с маленьким клювом, слышишь, как он чирикает «чик-чирик». Это голубь, смотри, как он нахохлился - съёжился и втянул голову, слышишь, как он воркует. Это ворона, смотри, какие у неё большие чёрные крылья и длинный клюв, слышишь, как она каркает «кар-кар-кар». Это сорока, смотри какой у неё длинный хвост, чёрная головка, белое брюшко, слышишь, как она трещит.- С помощью чего птицы летают? - А чем покрыта кожа у птиц? Во что они одеты? Как называются такие стерженьки с пушистыми отростками по бокам? (порассматривать какое-нибудь перо)- А на чём птицы прыгают по земле? Лапками.- Смотри, вон воробей и голубь, чем они похожи и отличаются друг от друга? - Что птицы кушают? Червей, зёрна, семена, ягоды, листья.- У нас с тобой есть голова, глаза, нос, рот, ноги, руки, а у птиц что есть? Голова, клюв, глаза, туловище, крылья, перья, лапы, хвост. - Как птицы разговаривают? Щебечут.- Что значит щебетать? Издавать щёлкающий звук.- Что птицы делают? Летают, кружатся и парят в небе, сидят на ветках, перелетают с ветки на ветку, опускаются на землю, прыгают по земле, чистят пёрышки, снова взлетают в небо и улетают. - Что значит парить в небе? Держаться в воздухе на неподвижно распростёртых (вытянутых в стороны) крыльях.- Где живут птицы? Как называются их домики? Гнёзда.- Где находятся гнёзда? На ветках деревьев.- Кто птицам делает гнёзда? Из чего? Сами вьют из тонких веточек, сухой травы.- Что птицы делают в гнёздах? В гнёздах лежат яйца, в которых спят маленькие птенчики, дети птиц, а птицы охраняют их и согревают от холода, потом птенцы подрастут и вылупятся из этих яиц, а большие птицы будут их кормить и учить летать. - Смотри, стая птиц летит. Как ты думаешь куда они летят? Почему? В тёплые края, на зимовку (на всю зиму), зимовать, потому что у нас им нечего кушать - на деревьях и кустах ничего не растёт, насекомые попрятались от холода.- А что это за стая птиц? Как они называются? Может быть, это галки, грачи, ласточки, свиристели, скворцы, стрижи, трясогузки, утки, чайки (местные птицы, посмотреть их картинки дома, краткое описание характерных черт, чтобы узнать вживую: галка тёмно-серая с чёрными крыльями и небольшим клювом; грач чёрный клюв длинный; у ласточки спинка серая, брюшко белое, хвост с вырезом вилочкой; свиристель серая, на голове хохолок, клюв короткий, крылья чёрные с белыми и жёлтыми полосками; скворец тёмно-коричневый, клюв длинный; стриж чёрный, хвост вилочкой как у ласточки; трясогузка маленькая, серая, головка белая, с чёрным горлом и «шапочкой», крылья пёстрые, клюв короткий, длинный узкий хвост, по земле не прыгает, как большинство птиц, а бегает; чайка белая, крылья серые, голова тёмно-коричневая, клюв длинный)Если ребёнок задастся вопросом: «Вернутся ли они и почему?», вернутся, обычно птицы возвращаются к нам весной, когда становится теплее и появляются насекомые, потому что в жарких странах им всё равно непривычно жить, на юге намного больше гроз и дождей, чем у нас, им трудно там построить гнездо для детишек, привычной еды меньше, чем у нас, но некоторые птицы всё же приспосабливаются и остаются там. Птицы, которые перелетают зимой в тёплые края, называются перелётными.Или: «Почему другие птицы остались и не улетели на юг?» Потому что некоторые птицы едят не только насекомых, листья и ягоды, но и другую еду. Люди их зимой подкармливают семенами, зёрнами, хлебными крошками, или они сами из мусорных баков остатки человеческой еды клюют, им этого хватает, поэтому они никуда не улетают и зимуют вместе с нами. Таких птиц называют зимующими. Или оседлыми, то есть живущими (сидящими) на одном постоянном месте. Какие птицы с нами зимуют? Голуби, воробьи, вороны, сороки, синицы, снегири.

2. Рассмотреть (детально – все части тела) вместе изображения птиц на картинках (Коврограф). Обсуждать, чем птицы отличаются друг от друга и чем похожи. Коврограф: разложить птиц на зимующих и перелётных; с коротким клювом и длинным; с коротким и длинным хвостом; по начальным звукам в названии – Г, В, С, Ч…

3. Предлоги. Придумать загадки о птицах с предлогами: без, близ, вместо, вне, для, до, за, из, из-за, из-под, кроме, между, об, от, перед, под, при, ради, сквозь, среди, у, через.

4. Подбор прилагательных и наречий к существительному. - Воробей какой? (подсказки: размером/ростом, как двигается) маленький, быстрый, шустрый, проворный. - - Как называются птицы, которые перелетают зимой в тёплые края? Перелётные.- Как называются птицы, которые зимой остаются с нами зимовать? Зимующие. - Что значит оседлый? Живущий на одном постоянном месте.

5. Подбор существительных к глаголу. - Кто чирикает «чик-чирик»? Воркует? Каркает? Трещит? Щебечет? Кукарекает? Кукует? Кудахчет? Крякает? Гогочет?- Кто в небе летает, кружится и парит, кто сидит на ветках, перелетает с ветки на ветку, опускается на землю, прыгает по земле, чистит пёрышки, снова взлетает в небо и улетает? - Что птицы вьют из тонких веточек, сухой травы?

6. Подбор глаголов к существительному. - Воробей чирикает, голубь воркует, а сорока что делает? Ворона? Кукушка? Курица? Утка? Гуси? - Что птицы делают своим клювом с зёрнышками, семенами, ягодами, листьями, насекомыми? Клюют.- Что птицы делают в небе? Летают, кружатся.

7. Отвечать на другие вопросы по теме. - С помощью чего птицы летают? - Чем покрыта кожа у птиц? - Что такое перо? Стерженёк с пушистыми волосками по бокам.- Что птицы кушают? Червей, зёрна, семена, ягоды, листья.- Какие части тела есть у птиц? Голова, клюв, глаза, туловище, крылья, перья, лапы, хвост. - Что значит щебетать? Издавать щёлкающий звук.- Что значит парить в небе? Держаться в воздухе на неподвижно распростёртых (вытянутых в стороны) крыльях.- Где живут птицы? В гнёздах.- Где находятся гнёзда? На ветках деревьев.- Из чего птицы вьют гнёзда? Из тонких веточек, сухой травы.- Что птицы делают в гнёздах? Охраняют и согревают от холода яйца с птенцами, а когда птенцы вылупляются из яиц, кормят их и учат летать. - Куда осенью улетают перелётные птицы? В тёплые края.- Почему? Зимой им нечего кушать - на деревьях и кустах ничего не растёт, насекомые попрятались от холода.- Что такое зимовка, зимовать? Жить всю зиму.- А когда они вернутся? И почему? Весной, когда становится теплее и появляются насекомые. Потому что в жарких странах привычной еды меньше, чем у нас, гроз и дождей намного больше, им трудно там построить гнездо для птенцов.- Каких птиц называют зимующими? Которые никуда не улетают и зимуют вместе с нами. - Что значит оседлый? Живущий на одном постоянном месте.- Почему зимующие птицы остались и не улетели на юг? Потому что люди их зимой подкармливают семенами, зёрнами, хлебными крошками, или они сами из мусорных баков остатки человеческой еды клюют, им этого хватает.- Какие птицы с нами зимуют? Голуби, воробьи, вороны, сороки, синицы, снегири.

8. Один-два-пять/много: брюхо, воробей, ворона, галка, грач, голубь, гусь, гнездо, зерно, клюв, крыло, край, курица, лапа, ласточка, перо, петух, птица, птенец, семя, стая, свиристель, скворец, сорока, стриж, трясогузка, туловище, утка, хвост, цыплёнок, червь, чайка, яйцо.

9. Есть-нет: брюхо, воробей, ворона, галка, грач, голубь, гусь, гнездо, зерно, клюв, крыло, край, курица, лапа, ласточка, перо, петух, птица, птенец, семя, стая, свиристель, скворец, сорока, стриж, трясогузка, туловище, утка, хвост, цыплёнок, червь, чайка, яйцо.

10. Назвать ласково: брюхо, воробей, ворона, галка, грач, голубь, гусь, гнездо, зерно, клюв, крыло, край, курица, лапа, ласточка, перо, петух, птица, птенец, семя, стая, свиристель, скворец, сорока, стриж, трясогузка, туловище, утка, хвост, цыплёнок, червь, чайка, яйцо.

11. Сказать наоборот: Утка большая, а утенок - маленький. Цыпленок молодой, а петух - … У гуся шея длинная, а у курицы - … У курицы лапы без перепонок, а у утки - … Воробей маленький, а ворона … У синицы хвост короткий, а у сороки …Голубь тяжелый, а воробей …У синицы клюв тонкий, а у вороны …Летом тепло, а осенью…Бывают птицы зимующие, а бывают…

12. Назвать птиц, которые начинаются на звук В, Г, С, Ч: ворона, воробей; галка, грач, голубь, гусь; свиристель, скворец, сорока, стриж; чайка.

13. ПринадлежностьЧей клюв, чьи лапы, чьё перо.Клюв утки - утиный клюв. Лапы утки - утиные лапы. Перо утки – утиное перо. Клюв воробья - …? Лапы воробья -…? Перо воробья - …? Клюв, лапы, перо вороны/голубя/гуся/курицы.

14. Птичьи семьи.У птиц есть свои семьи. Например: папа-петух, мама-курица, птенец-цыплёнок (цыплята). Папа-гусь, мама-гусыня, птенец-гусёнок (гусята). Папа-селезень, мама-утка, птенец-утёнок (утята). Папа-индюк, мама-индюшка, птенец-индюшонок (индюшата).

15. Мама и детёныш: У вороны – воронёнок, воронята. У галки, грача, скворца, сороки, стрижа.

16. Подобрать слова к прилагательному в разных склонениях. У курицы короткая - шея, короткие – лапы и крылья, короткий – клюв. У воробья маленькая – головка, маленькие – лапки, маленький – клюв.

17. Перечислять на память (можно по очереди) всех зимующих птиц. Перелётных.

18. Какие сказки, пальчиковые игры и песенки про птиц ты знаешь?

Про курицу и цыплят (логопедический стишок).

Забрели к нам в детский сад десять маленьких цыплят.Завела их с улицы пестренькая курица.Миленькая курица, Ты ошиблась улицей, Это детский сад.Но не для цыплят!

Синица.Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.Прыг-скок, прыг-скок, завертелась как волчок.Вот присела на минутку, почесала клювом грудкуИ с дорожки на плетень, тири-тири, тень-тень-тень.Агния Барто.

Осень непогодушка, Ветка чуть качается, Тополь пожелтел, Дождик не кончается, Вдруг на ветке скворушка С нами милый скворушкаПесенку запел. До весны прощается.

Рано утром на опушке мы повесили кормушкуДля щеглов, и для синичек, и для всех голодных птичек.Не едите вы с ладошки зерна, семечки крошки -Прилетайте на опушку, угощенье ждет в кормушке.

20. Загадки (Как ты догадался? Какие слова в загадке тебе помогли?)Своими словами описать слова ().Кто чирикает? (Воробей.) Воркует? (Голубь.) Трещит? (Сорока.) Кто каркает? (Ворона.)

Загадки в стихах.

Кто на юг не улетал, с нами вместе зимовал? (Зимующие птицы)Кто зелёною весной вернётся из теплых стран в край родной? (Перелётные птицы).

Снится ночью пауку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла… Прилетит - плохи дела! А кого паук боится? Угадали? Это...(птица).***На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его …(скворец).***Детки домик смастерили и на дерево прибили.Поселился в нем певец… Как зовут его?… (скворец).***Эти птички с хохолком и красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти - … (свиристели).***Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?… (воробей).***Скачет бойко по дорожке, подбирает с земли крошки.Не боится голубей… Что за птичка?… (воробей).***Он у голубей, ворон, тащит из-под клюва корм, Зим холодных не боится маленькая птаха-птица.«Чик-чирик» - зовет друзей пообедать …(воробей)***Не пиликает на скрипке, не поёт, как соловей, А чирикает на ветке наш малышка …(воробей).***Эта птичка не шагает, призывает: «Не робей!» Забияка самый главный - серо-бурый … (воробей).***Снег идет, и ветер свищет. А малютка пищу ищет. Ты всегда его жалей – это серый… (воробей).***Сам задира, забияка, но красавец он, однако.Очень громкий голосок… Кто поёт нам? ...(петушок).***В своей короне красной он ходит, как король. Его ты ежечасно выслушивать изволь: - Я тут! Я начеку-у-у! Я всех вас допеку-у-у! Уснули дети. Свет потух. Молчи, горластенький …(петух).***Кукареку! Солнце встало! Начиная день сначала, Хлопает, роняя пух, крыльями с утра...(петух).***Воздух режут без усилья, как серпы кривые крылья. Промелькнет – не разглядишь, так летает только …(стриж).***С утра трещит и тараторит, по лесу шум, сплошной, наводит.С хвостом длинным, белобока… Кто болтливая? ...(сорока).***Трещала с самого утра: По-р-р-ра! По-р-р-ра! А что пора? Такая с ней морока, когда трещит …(сорока).***Две красавицы сидели, как трещотки тарахтели, Чернокрылы, белобоки те болтливые …(сороки).***Есть у леса «телефон», о гостях трезвонит он – За чужими смотрит строго белобокая… (сорока).***Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут ее… (сорока).***Кто умело, со сноровкой, что блестит, ворует ловко, И трещит весь день на ветке под окошком у соседки?.. Не умеет петь, как дрозд, но имеет длинный хвост, И совсем не лежебока… Как зовут её?… (сорока).***Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна своим пением …(ворона).***Всем известна эта птица, серо-черная девица.Каркает бесцеремонно… Как зовут её?… (ворона).***Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы очень любит эта птица! И она вам всем знакома, как зовут ее?… (ворона).***Я в любую непогоду уважаю очень воду. Я от грязи берегусь, чистоплотный серый …(гусь).***Птица серая, болтушка, на суку сидит - … (кукушка).***Птицы все птенцов растят и от недругов хранят. Лишь своё яйцо подружкам подложить спешит… (кукушка).***У этой птицы нет гнезда. Но только это не беда. И на деревьях у опушки нам кто «ку-ку» поет?… (кукушка).***Когда зёрнышко найдет, квохчет, деточек зовёт.Дождь пойдет понуриться, кто мокрой бывает? ...(курица).***Десять жёлтеньких комочков по двору бегут, пищат.Ко-ко-ко!!! Среди цветочков курица зовёт… (цыплят).***Что за желтенькая птичка появилась из яичкаИ не требует пелёнок? Как зовут её? ...(цыплёнок).***Очень тоненько поёт, маму-курочку зовёт.Жёлтенький ребёнок. Кто это?..(цыплёнок).***Ходят дружною толпою, и к еде, и к водопою.В воде шустрые ребята… Как зовём мы их? ...(утята).***Все за мошками! Кря-кря! К речке с самого утра.Без воды ведь ни минутки жить не могут наши...(утки).***Как моряк вразвалочку, ходит в перевалочку.В ил ныряет баламутка… Кто скажите это? ...(утка).***Под дождём она гуляет, щипать травку обожает, Кря кричит, Всё это шутка, ну конечно это - … (утка).***Здесь на ветке чей-то дом ни дверей в нем, ни окон, Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут …(гнездо).***Новоселье у скворца он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы …(скворечник).***Желтогрудая летает птичка никто иная, как … (синичка).***Что за птичка – невеличка в густом, мягком оперенье, В синей шапочке нарядной, весело с утра поёт; Ловко прыгает по веткам, собирает насекомых, Или радостно щебеча, беглый делает облёт? Эту звонкую певичку люди как зовут? …(синичка).***Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки… Да это … (снегири).***Прилетели на зимовку птицы, что в морозы ловкоСкачут по деревьям, веткам в красно-огненных жилетках.Не узнать нам их нельзя - любим птичку - … (снегиря).***Трактор землю пашет плугом, вслед шагают друг за другом, Чтоб добыть себе харчи, чернокрылые...(грачи).***Близкий родственник Вороны, перья чёрны - монохромны…С фиолетовым отливом - живописным переливом.Он Весною прилетает, когда Снег ещё не тает.На деревьях Гнёзда вьёт, на полях Жучков клюёт.Проверяет, словно Врач, кто в округе Землю? ...(грач)***С криками вокруг летает, рыбу из волны хватает.Здесь, на воде, она хозяйка… Как зовут её все? ...(чайка).

21. Нарисовать птиц (воробей, ворона, голубь, гусь, курица, ласточка, сорока, трясогузка, утка, цыплёнок).